Армянские предприятия первыми ощутят экономический эффект от соглашения по зоне свободной экономической торговли между ЕАЭС и Ираном. Такое мнение в Ереване на выставочном форуме «Евразийская неделя» высказал 22 октября временно исполняющий обязанности вице-премьера Армении Мгер Григорян.
По его мнению, временное соглашение по зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и Ираном не может не иметь положительного экономического эффекта для всех сторон, поскольку это соглашение открывает новые перспективы для бизнеса Евразийского экономического союза.
«Открывается огромный рынок с 80 миллионным населением и с высоким уровнем потребления. Если правильно смоделировать бизнес, то, учитывая режим преференции Армении со странами ЕС, Канадой, США и Японией, можно получить колоссальный эффект», — пояснил и.о. вице-премьера.
Григорян считает, что бизнес сообщества из стран-членов ЕАЭС должны изучить этот вопрос и использовать в рамках торгового арбитража, а также для развития двусторонних отношений.
Он напомнил также, что на армяно-иранской границе действует свободная экономическая зона, которая также предполагает получение определенных экономических дивидендов. Мгер Григорян считает, что после завершения процесса ратификации, начнутся определенные торговые процессы и первыми режимными преференциями начнут пользоваться именно армянские предприятия, однако бизнес-сообщества ЕАЭС также начнут постепенно втягиваться в процесс.
По его словам, и экспортный, и импортный потенциал довольно большой, и обязательно необходимо будет учесть и возможности комбинирования ЕАЭС с Ираном и ЕС.
Григорян напомнил, что ЕАЭС и Иран подписали временное соглашение о зоне свободной торговли сроком на три года и по данному соглашению, ЕАЭС и Иран снизят таможенные пошлины, а также устранят барьеры для нескольких сотен товаров. Всего в списке обеих сторон около 850 товарных позиций.
«Из стран Союза Армения торгует с Ираном активнее всех. В 2017 году товарооборот Армении и Ирана составил около 263 млн долларов, в том числе экспорт Армении — чуть менее на 80 млн. Но в относительном выражении, доля Ирана во внешней торговле Армении составляет чуть больше 4%, тогда как у Казахстана – около 0,7%, а у России – около 0,5%», — заключил и.о. вице-премьера Армении.