Трехлетняя ротация руководства в Организации договора Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) касается страны, а не личности, что является четким правовым заключением, заявил и.о министра иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян в интервью газете «Аравот» (Утро), комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг поста генсека Организации.
Должность генерального секретаря ОДКБ вакантна после освобождения с этого поста представителя Армении Юрия Хачатурова 30 октября. 8 ноября лидерам стран-членов ОДКБ на саммите в Астане не удалось прийти к консенсусу по кандидатуре нового генсека организации. Было решено вернуться к этому вопросу на саммите организации в Санкт-Петербурге 6 декабря, до тех пор и.о. генсека ОДКБ останется россиянин Валерий Семериков.
«Три года выполнения нашей страной обязанностей генсека еще не истекли», — отметил Мнацаканян.
Мнацаканян напомнил, что в нормативной базе ОДКБ заложен ротационный принцип назначения генсека, суть которого заключается в том, что каждая из 6-ти стран организации раз в 3 года выдвигает одного кандидата, которого должны утвердить все страны-члены альянса, так как он представляет интересы всех участников структуры и обеспечивает работу ее секретариата. При этом он подчеркнул, что все вопросы организации решаются всеми странами-учредителями по принципу консенсусом.
Армения, являющаяся действующим председателем ОДКБ (согласно русскому алфавиту по названиям стран-членов Организации — ред.) настаивает на назначении своего представителя, поскольку Юрий Хачатуров отработал лишь половину из положенных трех лет (срок полномочий армянской стороны истекает в 2020 году). С этим не согласен, в частности, президент Беларуси Александр Лукашенко, предложивший передать полномочия генсека ОДКБ его стране.
Загружается новость … «Право»
«Когда Армения инициировала процесс, связанный с досрочным прекращением полномочий действующего генсека, мы руководствовались одним важным вопросом — у нас имелись внутренние правовые вопросы, связанные с Юрием Хачатуровым. И для того, чтобы оградить организацию от наших внутренних проблем, мы инициировали досрочное прекращение обязанностей», — сказал и.о. министра.
Суд общей юрисдикции Еревана в ночь на 28 июля принял решение арестовать второго президента Армении Роберта Кочаряна на два месяца по делу о событиях 1 марта 2008 года. Он обвиняется в свержении конституционного строя в предварительном сговоре с другими лицами. В качестве обвиняемого был привлечен также генсек ОДКБ Юрий Хачатуров, который был отпущен под залог в 5 млн. драмов, и бывший министр обороны Армении Микаэл Арутюнян, который в данный момент объявлен в розыск. Армянская сторона 1-го августа инициировала процедуру отзыва Хачатурова с поста генсека ОДКБ.
При этом Мнацаканян отметил, что иного пути решить внутренний правовой вопрос не было, однако действующий регламент организации не регулирует вопрос о том, что планируется в таких случаях, как и в случае, если генсек не способен выполнять своих обязанностей.
«То есть, это не является кризисным вопросом, и не является концом света. Однако для нас ключевым является вопрос эффективности ОДКБ… Регулирование нормативного поля — еще один шаг, который также улучшает нормальную работу организации», — отметил он.
Мнацаканян подчеркнул, что, как один из бенефициаров, Армения вносит свой вклад в формирование повестки коллективной безопасности и возможностей, также пользуясь ими.
«Это — многосторонняя платформа, к которой каждое государство решило присоединиться по своему желанию. То есть, вопрос общей эффективности Организации важнее любой другой проблемы», — сказал он.
По словам и.о. министра, так как нет четкой формулировки насчет ротации страны и генсека, вопрос остается в повестке дебатов.
«На самом деле, правовое толкование вопроса подсказывает, что трехлетняя ротация относится именно к стране. Мы стараемся договориться с нашими партнерами по вопросу сохранения эффективности ротации. Мы спокойно относимся к этому вопросу, так как он напрямую связан не с Арменией, а с эффективностью организации», сказал он.
Мнацаканян подчеркнул, что в Армении нет кадрового голода, и у нее уже имеется кандидат, при котором она плавно сможет поднять эффективность структуры.
«Да, мы пойдем до конца для того, чтобы получить ответы на все вопросы, для того чтобы держать непоколебимыми основы организации, потому что мы являемся равным членом организации, и организация является эффективным инструментом обеспечения нашей коллективной безопасности», сказал он.
По словам и.о. министра иностранных дел, из создавшейся ситуации можно будет выйти только благодаря конструктивному диалогу с партерами по организации.
«Не должно быть никого, кто бы вышел из нее побежденным или победившим, Это опасно. Такого не будет, и мы не должны допустить подобного, так как это напрямую ослабляет организацию», — резюмировал он.