«От вашей выставки веет дашнакским духом, и ты пропагандист педерастов».
4-го августа на площадке под открытым небом у входа в музей Ованнеса Туманяна состоялось открытие экспозиции под названием «Затмение», которая посвящена жертвам советской диктатуры. Экспозиция рассказывает о том, как совпали интересы Мустафы Кемаля и ленинско-сталинского большевизма против Армении и армянства, как армянские большевики превратились в самозабвенных деятелей антиармянской политики, пишет газета «Аравот».
На одном из выставленных щитов акцентировался факт, что в 1920-53гг жертвами большевистского террора стали 45000 жителей Армении. И еще, большевистской Россией 10 миллионов золотом и оружия с боеприпасами было безвозмездно передано Кемалистской Турции во имя большевистской революции в Турции и расчленения Армении.
Однако выставка была закрыта. Директор Дома-музея Туманяна Нарине Тухикян, рассказывая в интервью «Аравот» об открытой в их музее экспозиции «Затмение», посвященной жертвам советской тирании, отметила, что та была закрыта из-за клеветы.
Журналисты обратились к заместителю министра культуры Армении Арев Самуелян с просьбой прокомментировать причины закрытия этой выставки. «Выставка продолжалась более 20 дней, но до этого министерство, несмотря на то, что ничего такого нет в договоре, но учитывая тот факт, что это была трагедия потомков Туманяна и 80-летие – годовщина 1937 года, позволило ее провести. Она была открыта 22 дня. После более близкого ознакомления было сочтено целесообразным осуществить некоторые коррективы», – сообщила г-жа Самуэлян.
По словам Арев Самуэлян, тема актуальна: «Мы должны смотреть на историю с открытым лицом, но я думаю, что это было несколько политизировано. Сейчас начался процесс относительно переименования улиц, и выставка была воспринята в этом контексте. Возможно, что общество нужно было немного подготовить. Экспозиция является передвижной, и после некоторых корректировок ее можно будет представить снова».
Кстати, Нарине Тухикян раскрыла некоторые «скобки» в эфире телеканала «Кентрон». «В результате клеветы нам пришлось собрать экспозицию. Какие-то люди обратились в какие-то структуры, и я полагаю, чтобы подвести дело к концу, прибегли к шантажу. 26-го августа мне позвонил некий 60-70-летний подполковник (он представился именно так) и заговорил на том же лексиконе, что и предводитель Коммунистической партии, сказал, что «от вашей выставки веет дашнакским духом, и ты пропагандист педерастов». Этот человек устроил мне по телефону целое дело».
После этого министерство распорядилось убрать экспозицию.
Нарине Тухикян: «Наша проблема не Ленин, не большевизм, не турецкий меньшевизм, не Кемаль, а наш внутренний подонок. Туманян говорил – мы испорчены изнутри, наше очищение должно идти изнутри. И пока не произойдет люстрации, не будем знать, кто есть кто, кто тайный агент КГБ, сволочь, мы не сможем двигаться вперед, и окажемся в той же цепи. Это страшные документы. Читаешь и поражаешься: это на самом деле сотворили мы, «армяне» по национальности?..
Микоян говорил: «Расстреляем еще 700 человек, александропольские большевики самозабвенно говорили – давайте организуем дезертирство в воюющей армянской армии, чтобы они вдруг не стреляли в турок, потому что турки уже большевики… Арташес Каринян говорил – армян не следует собирать в Армении, их надо разбросать по территории России…»