Глава Союза кинематографистов России, режиссер, народный артист РФ утверждает, что создатели балета «Нуреев», премьера которого в Большом театре была со скандалом перенесена, заранее знали о проблемном будущем своей постановки.
«Не верю, что, когда начиналась работа над спектаклем, не было понятно, что будет в результате. Кто это делает и о ком этот спектакль. И что основной темой в биографии Нуреева, его творческих и человеческих метаниях будет терпкая и пикантная тема его гомосексуальных привязанностей и проблем», — высказался Михалков в интервью ТАСС.
По мнению режиссера, «предполагать, что постановка сведется только к мастерству гениального танцовщика, было чрезвычайно наивно», и «когда фоном для спектакля была выбрана фотография голого Нуреева высотой в двухэтажный дом, едва ли были сомнения в том, что будет главным в постановке». В связи с этим, предположил он, создатели спектакля не могли не понимать, к чему приведет их задумка.
«Для России эта тема болезненная — для православных фиксация и оформление однополых браков, во-первых, смертный грех, во-вторых, постепенное истребление человечества и нарушение всех тех канонов, по которым человечество жило по крайней мере в течение двух тысяч лет. Никто никому не мешает и не запрещает распоряжаться своими гениталиями, как ему хочется. Это проблема каждого, он сам ее решает. Но это не повод для того, чтобы занавес Большого театра, открывшись, показал бы гениталии замечательного танцора Нуреева. Не повод для того, чтобы эта как бы свобода стала достоянием людей, которые пришли в Большой театр, академический Большой театр», — пояснил Михалков.
По его мнению, в Большом театре, который «имеет свою историю, свою традицию и свою жизнь, такая постановка невозможна. «Трудно представить себе, чтобы посетители стрип-клуба ночью вместо девушек у шеста застали артиста Гошу Куценко, читающего вслух «Горе от ума» Грибоедова. Не для этого туда люди приходят, понимаете?» — заявил собеседник ТАСС.
«Мы же серьезные, взрослые люди. Все понимаем, все знаем. Надо же к этому относиться трезво. А потом, я совершенно согласен со своим братом: государство совершенно не обязано обслуживать, обеспечивать творческие фантазии. Не обязано. Оно может делать, а может и не делать. И совершенно правильно. Скажем, те же Рафаэль, Микеланджело — они работали на заказ и делали гениальные произведения. Но либеральная общественность сразу делает из этого скандал и фетиш. Все к этому привыкли. И надо заранее принимать решения. Понимать, что будет», — продолжил Михалков, назвав «придуманной версией» объяснения администрации ГАБТа насчет неготовности спектакля.
Напомним, 7 июля в Большом театре состоялся генеральный прогон спектакля, после которого артисты рукоплескали постановщикам. На следующий день стало известно, что премьера, намеченная на 11 июля, отменена, страница спектакля удалена с сайта ГАБТа. Владимир Урин утверждал, что решение об отмене премьеры принято вместе с постановщиками, поскольку по причине недостатка репетиций балет оказался не готов.
В свою очередь, режиссер, сценограф и автор либретто спектакля Кирилл Серебренников заявил, что решение было принято без учета его мнения. Над постановкой «Нуреева» помимо Кирилла Серебренникова работали композитор Илья Демуцкий, хореограф-постановщик Юрий Посохов. В этом же составе создатели поставили балет «Герой нашего времени» в Большом театре в 2015 году.
Балетный критик Татьяна Кузнецова, проанализировав попавшие в Сеть пиратские записи репетиций и генерального прогона «Нуреева», утверждает, что спектакль обладает исключительными художественными достоинствами. «Жанр балета хореограф Посохов в интервью «Ъ» определил как «сюрреалистический фильм». Первое, что поражает, — из сферы этики: это удивительное целомудрие спектакля, его душевная тонкость и отсутствие намека на вульгарность. Все, что обсуждается с таким смаком (фото голого Нуреева работы Аведона, сцена с трансвеститами, артист в телесного цвета бандаже), — лишь детали, тщательно выверенные в своей сдержанности и не имеющие принципиального значения», — пишет она в рецензии.
По мнению критика, «Нуреев» — это балет не о сексе, а о любви. Хореограф Посохов «сотворил чудо: отказавшись от самопрезентации (беды большинства современных авторов, оригинальничающих слишком настырно), он по-пастернаковски впал в еретическую простоту».
«Надо признать, что ничего масштабнее и значительнее «Нуреева» в XXI веке не производила ни отечественная, ни мировая сцена», — провозглашает «Коммерсант».
Балет о гениальном танцовщике, в 1961 году попросившем политического убежища в Париже, должен был стать скорее сюрреалистическим, а не документальным пересказом биографии Нуреева.
Одним из главных сюжетов спектакля являются продолжавшиеся несколько десятилетий отношения Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна.
Работа над созданием спектакля шла два года. В либретто «Нуреева», охватывающего тридцатилетний период жизни танцовщика и хореографа, с 1960-х до 1990-х годов, личной жизни героя уделяется не меньше внимания, чем его профессиональной карьере. Кировский театр, бегство в Америку, партнерство и роман с прима-балериной Королевской оперы Лондона Марго Фонтейн, многочисленные связи с мужчинами, вечеринки доспидового Парижа 1980-х. В спектакле использованы архивные материалы, письма к Нурееву Марго Фонтейн, Натальи Макаровой, Аллы Осипенко. Партии писем, лирические отступления в балете исполняют Светлана Захарова и Вячеслав Лопатин. Партии Нуреева исполняют Артем Овчаренко, Владислав Лантратов, Игорь Цвирко.