Идея Азербайджана исключить Нагорный Карабах из переговоров не состыкуется с реалиями, заявил глава МИД Армении. «Карабах имеет свое слово» и «как бы их ни называли в азербайджанской пропаганде, есть реалии», заявил в интервью РБК министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян.
Одним из главных итогов прошедших в Москве 9–10 октября переговоров по ситуации в Нагорном Карабахе стало заявление, подтвердившее неизменность состава переговорщиков по мирному урегулированию. Президент Азербайджана Ильхам Алиев в разговоре с РБК выразил удовлетворение тем, что армянской стороне не удалось изменить состав и «переложить ответственность» на «марионеточный режим» непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Однако это не означает, что мнение карабахских властей впредь можно не учитывать, заявил в интервью министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян.
«Невозможно исключить из процесса Нагорный Карабах, потому что вопрос касается именно Нагорного Карабаха, он касается его населения, которое имеет свою избранную власть. Как бы их ни называли в азербайджанской пропаганде, есть реалии», — сказал он. «То, что Карабах не сидит за столом, не означает, что мы, со своей стороны, не работаем с его представителями», — пояснил министр. По словам Мнацаканяна, власти Нагорного Карабаха также не являются подконтрольными Еревану: «Невозможно представить ситуацию, когда мы в Ереване можем что-то решить, о чем-то договориться и положить это на стол без согласия Нагорного Карабаха. В пропаганде Азербайджана вопрос вовлечения Нагорного Карабаха стал таким острым, потому что для них очень важно показать, что это «армяно-азербайджанский конфликт», где Карабаха вообще не существует. Но реалии — они другие».
Вопросы мирного урегулирования статуса Нагорного Карабаха обсуждаются в Минской группе ОБСЕ, у которой три сопредседателя — Россия, США и Франция. В нее также входят Армения и Азербайджан. С тех пор как 27 сентября в Нагорном Карабахе начались боевые действия, вопрос об эффективности существующих переговорных форматов и вопрос признания независимости Карабаха со стороны Армении и других стран неоднократно поднимался.
Неэффективным считает нынешний формат президент Азербайджана Ильхам Алиев. Однако изменить его он считает необходимым не за счет включения представителей Карабаха, а за счет Турции, которая поддерживает Баку. Это предложение Ереван категорически отвергает.
По словам Мнацаканяна, Турция играет исключительно негативную роль, обостряя конфликт.
«Турция уже играет активную роль в регионе. Но она выражается в экспорте дестабилизационной агрессивной политики на Южном Кавказе, в агрессивной односторонней поддержке Азербайджана, внедрении боевиков-террористов в регион», — сказал Мнацаканян.
Министр отметил, что сегодня «предполагается», что в процессе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе Турция способна играть какую-то роль, однако сейчас «даже трудно понять, как это может вообще быть», отметил Мнацаканян.
Говоря о признании независимости Нагорного Карабаха, министр иностранных дел Армении заявил, что со стороны международного сообщества оно стало бы гарантией безопасности региона: «Признание независимости Нагорного Карабаха со стороны международного сообщества является важным шагом, важным инструментом, мерой обеспечения безопасности». 12 октября премьер-министр Армении Никол Пашинян призвал аккредитованных в Ереване иностранных послов признать независимости НКР.