Одним из важнейших внешнеполитических вопросов для Армении является преодоление блокады страны, и ключевое значение в этом имеют российско-грузинские переговоры по открытию границы Северной Осетии с Абхазией. Несмотря на то, что в последнее время в этом процессе наблюдаются положительные тенденции, создавшаяся ситуация довольно неопределенна.
Предыстория
После войны 2008 года, в 2011 году, Россия и Грузия подписали соглашение о таможенном мониторинге, цель которого – осуществление торгового оборота между Грузией и фактически отделенных от нее Абхазией и Северной Осетией. Согласно этому договору, таможенную службу между Грузией, Абхазией и Северной Осетией должна осуществлять частная швейцарская организация, что позволит избежать политических сторон проблемы и обсуждения вопроса о статусе отделенных районов.
Российско-грузинские переговоры, периодически проходящие в Праге на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран, имеют важнейшее значение для Армении, поскольку успешный ход этих переговоров создаст для Армении теоретическую возможность пользоваться альтернативными дорогами в Россию. Как известно, единственная сухопутная дорога из Армении в Россию – печально известная автодорога Степанцминда-Ларс, которая периодически закрывается из-за плохих погодных условий. О важности вопроса недавно заявил и премьер-министр РА Карен Карапетян, поручивший правительству найти альтернативные дороги в Россию.
Однако ситуация немного изменилась в декабре прошлого года, когда стало известно, что грузинская сторона уже подписала договор со швейцарской компанией SGS. По словам премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили, в форс-мажорных ситуациях – когда Ларс будет закрыт – договор позволит Армении и Турции пользоваться альтернативным коридором, проходящим через Северную Осетию.
В то же время, положительные импульсы были и с российской стороны. Так, 1-го февраля текущего года в интервью ТАСС замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин, говоря о реализации соглашения 2011 года, отметил, что российская сторона завершает процедуры, после чего об этом будет доложено правительству РФ, которое, в свою очередь, заключит договор со швейцарской компанией.
Новая проблема
Однако внезапно с довольно неожиданным и неблагоприятным заявлением выступает североосетинская сторона. В частности, министерство иностранных дел непризнанной республики заявляет, что Северная Осетия не принимала участия в двухсторонних переговорах между Россией и Грузией, поэтому не имеет никаких обязательств по части запуска транспортного коридора между двумя странами. По словам североосетинской стороны, для реализации любой программы, связанной с ней, требуются прямые переговоры непосредственно с властями этой республики. «Любые иные пути, включая попытки политического или экономического давления, бесперспективны для решения этого вопроса», – говорится в заявлении Цхинвали.
Выходит, что этим заявлением Северная Осетия блокирует российско-грузинский переговорный процесс. Естественно, официальный Тбилиси не может пойти на уступки и вести переговоры с Северной Осетией как независимой единицей. Следовательно, если североосетинская сторона продолжит стоять на своем, то осуществление соглашения 2011 года в настоящих условиях станет нереальным.
Однако интересна позиция России в этом вопросе. Россия, как известно, признает независимость Северной Осетии, более того, де-факто является покровителем этого государства, о чем свидетельствует федеральный закон, подписанный 5-го февраля президентом РФ Владимиром Путиным, по которому вооруженные силы Северной Осетии включаются в состав ВС РФ.
И возникает вопрос: не была ли реакция североосетинской стороны согласована с Россией, и не проваливает ли сама Россия переговорный процесс с Грузией руками Цхинвали. В любом случае, ясно, что самой пострадавшей в данной ситуации страной остается Армения.
Ваге Гукасян
«Союз информированных граждан»