Прошлые несколько лет могут быть охарактеризованы нарастанием конкуренции между США и Россией во всем мире. В центре внимания были продолжающиеся усилия России бросить вызов НАТО, ослабить трансатлантическую решимость и запугать своих соседей.
Помимо вмешательства в дела Сирии, стремление России вновь заявить о себе на Ближнем Востоке получило гораздо меньше внимания. Но данный вопрос акцентируется почти в каждой дискуссии с официальными лицами правительства стран Ближнего Востока и политическими экспертами в эти дни. Дело обстоит совсем иначе, чем два года назад, когда Россия несколько запаздывала из-за деятельности США на Ближнем Востоке.
Россия рассматривает Ближний Восток как ближнее зарубежье и находится на ранней стадии выполнения долгосрочной стратегии в попытке вернуть себе былую власть. Россия стремится подорвать давние американские отношения на Ближнем Востоке и реструктурировать региональный порядок по своему усмотрению. Действительно, стратегия России на Ближнем Востоке не отличается от ее подхода подорвать НАТО и ЕС в Европе.
Очевидной отправной точка было решение России поддержать Сирию осенью 2015 года по просьбе президента Башара аль-Асада.
Расширив свое влияние в некоторых странах Ближнего Востока, Россия стремиться достичь всеобъемлющей экономики, безопасности и борьбы с терроризмом. И, в частности, это должно насторожить американских политиков, так как Россия активно старается свести на нет долголетние старания США наладить отношения на Ближнем Востоке, включая Турцию, Египет и Израиль.
Из всех отношений России на Ближнем Востоке, возможно, никакой не был столь же бурным, как с Турцией. Во время холодной войны эти две страны стали противниками, когда Турция вступила в НАТО в 1952 г. После падения Берлинской стены, отношения стали налаживаться благодаря сильным торгово-экономическим связям. Но отношения между Турцией и Россией приняли крутой оборот в ноябре 2015, когда Турция сбила российский самолет после того, как он нарушил турецкое воздушное пространство. И все это привело к глубокой заморозке двусторонних связей.
Турция и Россия были глубоко разочарованы подходом Вашингтона к конфликту. Таким образом летом 2016 года Эрдоган и Путин встретились в Санкт Петербурге, и эти две страны теперь сотрудничают по вопросам Сирии часто без каких-либо консультаций со стороны США. Они недавно посредничали в переговорах между режимом Асада и оппозиционными силами, где у США не было никакой роли.
Египет — еще одна страна, где Россия пытается добиться влияния. В течение 25 лет после революции 1952 года, Египет был предметом интенсивного соперничества за влияние между Советским Союзом и США В 1970-х Египет оказался под влиянием американской стороны и стал наиболее надежным партнером Америки в регионе и дипломатической силе для региональной стабильности.
Однако, хаос, вызванный Арабской весной в Египте, дал России новые возможности. Уже в 2014 году Египет и Россия подписали первый крупный со времен холодной войны договор по поставкам оружия и с тех пор придерживаются данного соглашения, а Путин и президент Египта организовывают регулярные встречи.
Израиль — другой пример, где россияне начинают приобретать влияние, хотя, конечно, отношения с США в сфере безопасности остаются главными для израильтян. Нетаньяху также три раза посетил Москву за прошлые два года. Путин вступил на арену, которая традиционно находилась во власти США, попытался вмешаться в израильско-палестинский мирный процесс и стараясь организовать встречу между Нетаньяху и палестинским президентом Аббасом.
Задача американских политиков и администрации Трампа состоит из трех частей. Прежде всего американские политики должны провести мониторинг того, что именно Россия делала на Ближнем Востоке, после того, как в 2012 году Путин снова стал президентом.
Во-вторых, Соединенные Штаты должны искать возможности сотрудничать с российским правительством по тем вопросам, где интересы совпадают. Лучший пример российского и американского сотрудничества в регионе, конечно, переговоры относительно Совместного комплексного плана действия, где США и Россия сотрудничали по проблеме общих интересов с целью увеличения безопасности региона. Ни для кого не секрет, что Ближний Восток может быть стратегической бездной и разделение бремени с другими внешними силами такими как Россия не может без сомнения снизить нагрузку на США в политическом, финансовом и военном планах. Однако есть много примеров, где Россия активно сотрудничает с партнерами на Ближнем Востоке, чтобы противостоять США. И решение данных проблем, а именно анализ потенциальных сфер конфликта с Россией – это задача номер три.