Специальный проектПетербургский международный
экономический форумО форумеНовостиВидеоинтервьюПетербурский международный экономический форумО форумеНовостиВидеоинтервью 19 Июня, 16:14 ОбществоТекст:Мария ГолубковаНа ПМЭФ обсудили способы борьбы с курениемПроблемы сохранения и укрепления здоровья граждан России обсудили в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Как отметил в разговоре с корреспондентом «РГ» модератор дискуссии «Здоровьесбережение нации: умные решения для модификации факторов риска» директор Ассоциации медицинских специалистов по модификации рисков Александр Розанов, умных в данном случае — означает реально работающих, доказавших эффективность в противовес односторонним запретам и ограничениям.
Александр Розанов. / Сергей Михайличенко
Согласно официальным данным, ежегодно ущерб от хронических неинфекционных заболеваний в РФ оценивается в 3,6 триллиона рублей — это сопоставимо с размером бюджета Фонда обязательного медицинского страхования. При этом на государственном уровне поставлена задача увеличения средней продолжительности жизни россиян до 78 лет, продолжительности здоровой жизни — до 67 лет. В значительной степени это достижимо с помощью официальной медицины: люди сегодня значительно чаще и с лучшим качеством жизни восстанавливаются после инфарктов, инсультов, онкологических заболеваний. Однако с древних времен известно, что «предупредить легче, чем лечить», поэтому основой точкой приложения усилий должно стать развитие профилактики.
Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний сегодня занимает первое место в мире. Причины их возникновения как раз и относятся к так называемым модифицируемым рискам. Если на пол, возраст, генетику человек повлиять не может, то вес, питание, активность, отказ от вредных привычек теоретически поддаются коррекции. Вопрос практики — предмет дискуссионный. Потому что помимо отложенной выгоды государства — здоровый человек больше работает и меньше болеет, есть задачи сегодняшнего дня — например, наполнение бюджета за счет торговли подакцизными товарами, к которым относятся в том числе алкоголь и табак.
— Курение — один из самых агрессивных факторов риска. Активный курильщик потенциально утрачивает 10 — 12 лет жизни, а ведь таковыми являются 30 миллионов жителей России, не говоря уже о пассивных курильщиках, — подчеркивает член правления Национального общества по изучению Атеросклероза (НОА) Александр Филиппов. — На бытовом уровне его считают вредной привычкой, хотя в международной медпрактике курение — это поведенческое расстройство, то есть болезнь.
Решение проблемы лежит в двух плоскостях: через медицинские методы (никотинзаместительная терапия, консультирование психологов) и через государственное регулирование. Например, стимулировать бизнес заботиться о здоровье своих работников можно через систему налоговых вычетов, полагает вице-президент по социальной политике и трудовым отношениям Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Черепов. Особенно такой инструмент может быть привлекательным для предприятий малого и среднего бизнеса.
Прямые попытки оградить население от вредного образа жизни практически не работают. ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый в 2013 году, к существенному сокращению числа курильщиков так и не привел. По мнению экспертов, ограничительные меры во многом исчерпали себя, а сами запреты не показывают эффективности, важно обеспечивать сохранение общественного здоровья за счет гибких решений, основанных на комплексной оценке рисков.
— Необходимо идти умными решениями [в работе с заядлыми курильщиками], Таковыми являются не запреты и ограничения, а использование наиболее эффективных решений, которые могут существенно снизить вред и станут реальным инструментом для медицинских работников, напрямую работающих с пациентами. Особенно с теми, кто уже третий или пятый раз хотел бы избавиться от табакокурения, — отметил член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам доктор медицинских наук Айрат Фаррахов.
Он подчеркнул, что путем к разработке и своевременному внедрению таких решений является открытый диалог вовлеченных в проблематику экспертов и специалистов, который будет основан на доказанных научных данных и конкретных цифрах.
Такую позицию разделяет заместитель председателя правительства Оренбургской области по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, сопредседатель экспертного совета Госдумы Сергей Катасонов. По его мнению, кроме российских научных исследований, на результаты которых можно будет опираться при разработке законодательных мер, для эффективного контроля потребления табака важна также обоснованная цена акциза и налоговая нагрузка, а также уход от позиции запрета к грамотному управлению рисками.
Проведению этих решений в жизнь посредством открытого диалога содействует Ассоциация медицинских специалистов по модификации рисков. Она была образована два года назад, но Александр Розанов говорит, что шел к ней достаточно давно. С накоплением клинического опыта он начал понимать, что для лечения гипертонии недостаточно только лекарственных препаратов. Пациента нужно мотивировать похудеть, изменить питание, соблюдать водный баланс — и для него это будет выгоднее во всех смыслах: и с точки зрения отказа от покупки лекарств, и с точки зрения общего состояния здоровья. Донести эту информацию до общества, сделать ее общедоступной помогает в том числе конструктивное взаимодействие со всеми заинтересованными лицами — законодателями, бизнесом и пациентами.
— Пациент с онкологическим заболеванием, который бросил курить, получает дополнительно три года жизни по сравнению с тем, кто не бросил, — приводит пример доктор Розанов. — Популяризация идеи концепции модификации рисков — наша задача. Но быстро и просто не будет, необходимо учитывать все взаимосвязанные интересы, чтобы сделать следующий шаг.
Участники дискуссии также высказались за создание национального Кодекса здоровья. В настоящее время систему здравоохранения РФ регулируют около трех десятков нормативных актов, и во многом они противоречат друг другу. «Если существуют Водный и Воздушный кодекс РФ, то регулирование общественного здоровья точно заслуживает своего свода законов», — единодушно заявили они.