Азербайджанская сторона неоднократно отказывалась выполнять достигнутые договоренности. Об этом заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян на совместной пресс-конференции с главой МИД РФ Сергеем Лавровым 21 ноября в Ереване.
Отвечая на вопрос о том, в чем же проблема отсутствия прогресса в переговорах, раз и Ереван, и Баку заявляют о стремлении к продвижению, Налбандян отметил, что проблема в том, чтобы не расходились дела со словами. В этой связи министр напомнил несколько фактов. Так, перед известной встречей в Казани главы МИД провели 3-4 встречи, был согласован текст документа об основных принципах. За 10 дней до встречи были получены текст и сопроводительное письмо российского министра о том, что изменений в текст не будет вноситься. Однако азербайджанская сторона явилась на встречу с 10, а то и 12 изменениями. И это не впервые. До Казани было подобное в Сочи, в Астрахани, Санкт-Петербурге. «Не буду дальше уходить в глубь истории. Чтобы не касаться всех встреч и саммитов, напомню – в Вене и Санкт-Петербурге договорились о чем-то. Азербайджан вновь сделал шаг назад. После венской встречи в Баку завили, что ни о чем не договорились, и что посредники — а это были министры — не так поняли и сделали заявление», — отметил Налбандян, напомнив, что венские и санктпетербургске договоренности касались создания механизмов расследования инцидентов и увеличения возможностей группы Каспршика. Как отметил министр, много раз после этого страна, председательствующая в ОБСЕ, связывалась с азербайджанской стороной на довольно высоком уровне, и они говорили – нет проблем, мы согласимся с расширением команды Каспршика. И 4 раза блокировали, напомнил Налбандян.
Что касается трех принципов основы урегулирования, то, отметил министр, это известные принципы, есть в том числе подпись Азербайджана под заявлением СМИД ОБСЕ в Афинах. Однако сейчас Баку всеми правдами и неправдами отказывается. «Договаривались о прекращении огня – есть 3 соглашения от 1994-95 гг. и что же? Азербайджан всеми правдами и неправдами пытаются отойти от договоренностей. Конечно, хорошо бы если бы слова соответствовали делам», — отметил министр. По его словам, буквально в Женеве говорилось о дополнительных мерах для снижения напряженности – это меры, о которых договаривались в Вене и Санкт-Петербурге. И вновь это не делается. При этом азербайджанцы пытаются не упоминать 5 известных заявлений. «Будем надеяться, что Азербайджан изменит позицию, и действительно свое желание будет воплощать в делах. Армения никогда не отходила от достигнутых договоренностей и намерена продолжить усилия совместно с сопредседателями МГ ОБСЕ, направленные на исключительно мирное урегулирование», — заявил Налбандян.
Отвечая на вопрос о возможности прорыва в переговорах и встречи президентов, министр отметил, что не располагает сведениями о вероятности встречи с скором времени. «Не о прорыве идет речь. Недавно я говорил, что трудно изобретать велосипед. Основные принципы и элементы на столе. Есть наработки. Мы вели переговоры очень долго», — напомнил министр. При этом он подчеркнул, что нет альтернативы мирным переговорам.