Президент Азербайджана Альхам Алиев уверен, что второй президент Армении Роберт Кочарян политзаключенный, а уголовное дело, заведенное против Сержа Саргсяна, также имеет политические мотивы. Об этом он заявил накануне в Баку во время переговоров с министром иностранных дел Турции Мевлутом Чавушоглу.
Конечно, Алиев не упомянул Кочаряна и Саргсяна по имени, однако, очевидно, что говорил о них.
«Бывший президент Армении уже больше года находится под арестом. Он был арестован после заявления о своем намерении заняться активной политической деятельностью. Также ведется расследование в отношении того президента, который возглавлял Армению всего два года назад. Против него возбуждено уголовное дело, и, согласно публикациям в СМИ, дело против экс-президента уже передано в суд. Причина всех этих действий заключается в том, что бывшие президенты подвергли критике действующие власти», – обращаясь к министру иностранных дел Турции, заявил Ильхам Алиев.
Заявление президента Азербайджана крайне примечательно и многослойно по своей сути. Можно даже утверждать, что Кочарян и Алиев, старая система Армении и сегодняшний режим Баку в «идеологическом» плане являются союзниками, иными словами, их объединяет авторитаризм, ценностные общности. В связи с этим неслучайно, что, несмотря на приложенные Кочаряном усилия и вложенные большие ресурсы, он получает явную политическую поддержку лишь от Алиева, в более латентном проявлении – также от Москвы, которая является «закваской» постсоветского авторитаризма и авторитарных режимов. И это в том случае, что Запад молчит, во всяком случае, нет какого-либо международного отчета, где бы арест Роберта Кочаряна или уголовное преследование Сержа Саргсяна считалось бы политически мотивированным. Если даже Армения получает оговорки и замечания от Страсбурга, то вполне по иной повестке и иным вопросам, где даже нет упоминания об уголовных делах второго и третьего президентов.
Однако вернемся к Алиеву, сердце которого явно разрывается из-за второго и третьего президентов. Если следить за определенной логикой, то можно предположить, что президент Азербайджана Алиев с тоской вспоминает о той Армении, президентами которой были Кочарян и Саргсян. Для Азербайджана Армения – недружественная страна, остается предположить, зачем Алиев так тепло выражается о людях, которые в собственной стране отвергнуты со стороны общества и формирует вокруг них образ «патриота». Может быть, Алиев делает жест не столько для конкретных лиц, сколько для созданных ими системы, благодаря чему прекращены качественные различия между Арменией и Азербайджаном, вследствие чего в Баку даже начали подумывать о захвате Еревана.
А Роберту Кочаряну действительно можно сочувствовать, потому что потраченные им огромные средства за эти полтора года имели лишь одну «удачу» – он признан политзаключенным по заявлению президента Азербайджана, сделав вполне легитимным свое отвержение со стороны общества Армении.
Саргис Арцруни, источник