У Нагорно-Карабахской Республики много атрибутов признанного государства. Об этом заявил каталонский политолог Абель Риу в интервью местному изданию «Nationalia» – рассказывая о своей поездке наблюдателем на конституционный референдум в Карабахе.
«За исключением небольших технических вопросов, референдум прошёл на уровне признанных стран. Нагорно-Карабахская республика или Республика Арцах функционирует, более или менее, как признанное государство. Очевидно, что гарантии демократии в некоторых аспектах не идеальны. Но если рассматривать общий контекст Южного Кавказа, это одна из самых развитых демократий региона, считает политолог.
Людей тут немного, около 140 тысяч. Можно сказать, почти семейная демократия. Думаю, это хорошо влияет на борьбу с коррупцией, ибо такие нарушения сложнее допускать там, где все всех знают, добавил он. Это изолированная страна. Её никто не признал. У них есть аэропорт, который не может действовать, потому что Азербайджан грозит сбивать самолёты. Как живёт эта страна?
«У них есть природные ресурсы – такие, как медь и золото. В этой горной стране много воды, которую они экспортируют. Очень хорошее сельское хозяйство, которое помогает развивать винную индустрию. Вина из Карабаха – обладатели ряда международных премий. Есть люди, которые хотят уехать из страны, но многие связывают своё будущее именно с ней. Они считают, что страна крепка не только воинами, но и жизнью своих граждан. Поэтому они держат города и школы совсем рядом с линией фронта, возделывают там землю. Азербайджан хотел запугать Карабах. Он собрал 200 танков для марша на Степанакерт. Ясно, что на такое солдаты Карабаха дают ответ. Инциденты – каждую неделю, месяц за месяцем. Но кто агрессор – очевидно. Есть одна сторона, которая хочет решить конфликт военным путём – Азербайджан, и другая, которая этого не хочет – Карабах», — говорит Абель Риу.
В целом, в оценках относительно будущего больше пессимизма. Потому что о политике они знают хорошо. Многие знают азербайджанский язык и смотрят азербайджанские телеканалы. В их эфире они видят ту атмосферу арменофобии, которую правительство Азербайджана использует, чтобы отвлечь внимание от проблем внутри страны. Большинство азербайджанских солдат, погибающих на войне – талыши и лезгины. Алиев посылает их на фронт, потому что они ничего для него не стоят. Что будет, если Азербайджан начнёт решающую военную кампанию за Карабах? «Вмешается Армения. А тогда должна будет вмешаться и Россия. По крайней мере, теоретически. Армения и Россия – члены ОДКБ, а в ноябре 2016 года они пришли к согласию об объединённой группе войск. Но очевидно, что Москва в этом конфликте ведёт двойную игру. Поэтому трудно сказать, как она тогда себя поведёт», — говорит политолог.
В любом случае, у Армении есть и свои возможности нанести удар. Она может атаковать нефтепровод Баку – Джейхан, в нескольких километрах от своей северной границы. В конце концов, они могут нанести удары по Баку ракетами «Искандер», которые им передала Россия. Но всё это очень опасно. Если в ход пойдут такие рычаги, то никто не знает, как их можно будет остановить.
В Карабахе есть общество матерей пропавших без вести солдат. У них есть инициатива диалога между матерями Азербайджана и Карабаха. Это редкость в конфликте, где сожжены практически все мосты. Они считают, что страдание объединяет матерей, откуда бы они ни были. Они находили матерей по ту сторону границы. В Азербайджане есть люди, которые хотели бы восстановить связи с людьми из Карабаха. Многие – бывшие одноклассники. Но велик страх: в Азербайджане контролируют связи своих граждан и преследуют их. Людям в Карабахе жить трудно, но они хотят сохранять позитивную энергию, потому что ничего другого им не остаётся», — отмечается в статье каталонского издания.