Народно-христианский праздник Наумов день отмечается 14 декабря (1 декабря по старому стилю) каждого года. В церковном календаре это день почтения памяти пророка Наума, жившего в VII веке до н.э. на территории Галилеи.
В простонародье его прозвали Грамотником, так как в этот день подросших детей отдавали старцам, которые обучали их грамоте. О жизни Наума не осталось практически никаких сведений. Однако известно, что он в свое время написал книгу пророчеств, которая вышла в свет примерно в 663 году до н.э. после падения Фив.
Как возник этот праздник
О святом Науме не сохранилось много информации. Из библейских книг можно узнать, что он является одним из 12 малых пророков. Родился Наум в VII веке в Галилеи (село Елкоша).
Большой известностью пользуется написанная им ветхозаветная книга, которая вошла в Священное Писание. В ней он предсказал гибель одного из ассирийских городов – Ниневии. Причиной падения Наум указал творящееся там беззаконие, оскорбления Иеговы царем Сеннахиримом и разрушение царства Израильского. Когда же пророчество исполнилось в полной мере, его имя стали ассоциировать с умом.
Традиции и обряды на Наумов день
Главные традиции 14 декабря — начало обучения ребенка грамоте.
— 14 декабря на Руси святому Науму молились о мудрости, прося «наставить на ум», «надоумить». Говорили, что «пророк Наум острит ум», «Наум наставляет на ум». Вспоминали и другие поговорки об уме и учебе: «Голова без ума, что фонарь без свечи»; «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»; «Корень ученья горек, да плод его сладок»; «Не учась, и лаптя не сплетешь».
— Этот день в деревнях и сёлах считался началом учебного года. Объяснялось это тем, что зимой у крестьянских семей было немного работы, а потому, можно было уделить внимание образованию. В остальное время даже дети были заняты какой-либо деятельностью в поле или в огороде. Только по прошествии некоторого количества лет начало учебного года перенесли на 1 сентября.
— Рано утром 14 декабря семейство обычно отправлялось в церковь. Там люди молились святому Науму, присутствовали на праздничной службе, просили благословения на учебу. После этого, в заранее оговоренное время, в дом родителей являлся учитель. Учителя встречали с почетом и ласковым словом, так как считали его работу чрезвычайно важной и трудной.
— Учителю кланялись, хвалили, а потом сажали в передний угол избы. Затем, держа за руку, отец приводил своего сына и передавал его учителю с просьбой научить уму-разуму, а за леность учить побоями. При этом, сам отрок должен был обязательно сотворить три поклона, получив в ответ три легких символических удара плетью. В это время мать обязательно должна была громко заплакать, чтобы не считаться бессердечной. После этого она сажала ребенка за стол, давала ему костяную указку, а учитель начинал вести урок.
— По окончании первого урока, учителя одаривали караваем и полотенцем. Часто проводы и угощения затягивались до ворот дома. Уже в воротах учитель говорил родителям, что теперь подросток должен сам ходить к нему заниматься. На следующий день отрока снаряжали в дорогу: давали ему букварь и указку. Матушка заворачивала сынку сытный и обильный завтрак и давала новый подарок учителю (обычно это была домашняя птица).