На состоявшемся накануне саммита Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Астане подтвердилась информация, что по крайней мере некоторые члены ОДКБ намерены не продолжать армянскую квоту на пост Генерального секретаря и предлагают передать ее Белоруссии, которая является следующей по алфавиту. Об этом заявил Нурсултан Назарбаев, обосновав, что армянской квоте все равно остался год, и новый секретарь даже не сможет проехать по всем государствам-членам, чтобы начать полноценную работу.
На первый взгляд объяснение Назарбаева представляется обоснованным. С другой стороны, судя по, так сказать, «реальному» характеру ОДКБ, просто смешно звучит выражение «полноценная работа Генерального секретаря». Сама организация, по сути, более формальна, чем военно-политический альянс, соответственно, должность ее генерального секретаря тем более формальна, опять же по сути.
Очевидно, что объяснение Назарбаева является скорее поводом не оставлять квоту Армении. С другой стороны, сказать, что это наказание за дело Хачатурова, что якобы Армения поиграла с репутацией организации, вряд ли будет правдой. В конце концов, так называемая репутация ОДКБ тоже формальность, не говоря уже о том, что в действительности играли этой репутацией Казахстан, Белоруссия и Россия тесным сотрудничеством с Азербайджаном, в военно-технической сфере и тех политических вопросах, которые откровенно попрали интересы Армении – члена-союзника. После этого репутация ОДКБ – это просто иллюзия, и если Армения навредила, то чему-то воображаемому.
Здесь Белоруссия и Казахстан просто пользуются случаем, поскольку ОДКБ имеет для них другое значение и смысл, это платформа для предъявления, так сказать, требований России, а в этом случае они пытаются использовать очередной повод. В этом смысле получается, что новое правительство Армении шагом против Хачатурова дало им этот повод. С другой стороны, однако, и Россия в свою очередь дала повод Белоруссии и Казахстану в вопросах, связанных с Арменией, своей хорошо известной политикой с Азербайджаном, которую интенсивно проводила перед апрельской четырехдневкой, и в ловушке, которой она сама оказалась бы в результате четырехдневки.
В этом смысле Армения вообще ничего не должна России, а есть даже вопрос возврата долга Армении со стороны России. В этом случае единственная проблема заключается в том, как Ереван поставит этот вопрос – в виде сохранения квоты Армении, защиты, или Армения поставит перед Россией более долгосрочные и глубокие вопросы, потому что, в конце концов, не стоит тратить энергию и ресурсы на один год, только для того, чтобы Виген Саргсян в Армении не написал очередное «скорбное письмо» о «разрушении построенного годами».
В конце концов, в отличие от него, правительство Армении занято и должно сосредоточиться на серьезных и долгосрочных государственных проблемах, поэтому вопрос о генеральном секретаре следует рассмотреть в этом контексте. Тем более, что Казахстан и Беларусь, похоже, начали параллельную игру в ОДКБ, игру привлечения Азербайджана в наблюдатели, о которой накануне намекнул Назарбаев, призывая заинтересованные стороны представить запросы на наблюдателей.
Это заявление особенно интересно в свете информации, опубликованной российским «Коммерсантом», что Алиев также мог принимать участие в саммите в Астане, по приглашению Назарбаева, и он был готов, но против высказалась Армения, по понятным причинам. Кстати, и в этом смысле Россия обязана Армении, потому что присутствие Алиева в ОДКБ утяжелит чаши весов Назарбаева и Лукашенко, а не Путина.
Источни: 1in.am