Президент России Владимир Путин 26 июля подписал закон о ратификации соглашения с Арменией об объединенной группировке войск, который Госдума и Федеральное собрание РФ одобрили 14 и 19 июля соответственно.
Тем не менее, как передает 1in.am, российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр считает, что понятия «объединенная войсковая группа» в действительности не существует, все это только на бумаге.
Военный эксперт пояснил, что объединенная группа ВС Армении и России может быть создана в случае угрозы войны – в результате совместного решения президентов обеих стран, но это – не автоматическое решение.
Также Павел Фельгенгауэр говорил о том, что Россия может продать Турции ЗРК С-400. По словам нашего собеседника, вообще непонятно, почему президент Турции Эрдоган хочет приобрести эти комплексы.
– Господин Фельгенгауэр, в конце концов, что из себя представляет объединенная армяно-российская войсковая группировка, какие функции она выполняет? Может ли она при каких-либо обстоятельствах вмешаться в конфликт между Арменией и Азербайджаном?
– Во-первых, если вы внимательно прочтете текст соглашения, то увидите, что никакой войсковой группировки в действительности не существует. Принято решение о том, что такая группа может быть создана во время войны или в особый – предвоенный период, но сегодня – в мирных условиях, такой группировки нет. Могут быть некоторая подготовка к тому, чтобы эта группа была создана, если возникнет такая необходимость. Вооруженная группа может быть создана в случае угрозы войны, но может и не быть создана. Она создается не автоматически, а на основании совместного решения президентов Армении и России. Необходим консенсус, необходимо, что оба президента были согласны. Если Россия по какой-то причине не пожелает развертывать такую группу, то она не будет развертывать.
А создаст ли Россия объединенную войсковую группу в случае конфронтации между Арменией и Азербайджаном или возобновления военных действий в Карабахе – я не знаю, сегодня трудно ответить на этот вопрос. Скорей всего – нет. А в случае конфликта с Турцией, скорей всего – да. Но вообще группа российских войск есть в Армении. Она небольшая, но разносторонняя. Будут и совместные учения с армянскими ВС. Таким образом, есть материальные условия для создания этой группы, но это соглашение о создании войсковой группы, которое уже утверждено, носит скорее пропагандистский характер. По сути, она ничего не меняет. Заявили, что уже есть соглашение, согласно которому можно создать объединенную войсковую группу в случае угрозы войны или в случае войны, для этого есть правовые механизмы. И хотя подобная группа в Армении была и раньше – с учетом наличия российской военной базы в Армении. За все эти годы российские военнослужащие проходили подготовку, чтобы в случае конфликта действовать совместно с армянскими ВС. Подобные обязательства в мирное время не действуют, в связи с Карабахом также нет обязательств, следовательно, я считаю, что по большому счету это соглашение было подписано для того, чтобы армяне немножко успокоились.
– А почему эта войсковая группировка, по всей вероятности, не вмешается в Карабахский конфликт?
– Я имею в виду, что войсковой группы сегодня не существует. Предположим, если начнется какое-то военное обострение в Карабахе, как это было в апреле 2016 года. В таком случае необходимо совместное решение президентов Армении и России для создания объединенной войсковой группы. Захочет ли Россия создать такую войсковую группу, которая поссорит ее с Азербайджаном? По всей вероятности – нет, потому что Россия с политической точки зрения пытается старается ровные отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, так как долгосрочной целью России является усиление влияния во всем Закавказье.
– Кстати, этот документ называется «Соглашение об объединенной группировке войск Армении и России для обеспечения коллективной безопасности в Кавказском регионе».
– В сущности, Армения и Россия союзники, они обе входят в состав ОДКБ, и начиная с 1995 года был подписан ряд соглашений о статусе российских войск на территории Армении, о двустороннем военном сотрудничестве, так что это не первое соглашение. Если бы объединенное командование было создано сегодня – в мирных условиях, и ему бы подчинялись реальные силы, это был бы иной вопрос, но его пока не создано. Причина этого в том, что Россия старается не посылать Баку каких-либо негативных мессиджей, показывая, что все это не направлено против Азербайджана. С другой стороны, старается показать Армении, что – да, мы союзники и все здорово. Это соглашение составлено так, что по сути в реальном мире ничего не меняет. В тексте соглашения написано – объединенная войсковая группировка создается в военное время на основании решения двух президентов, а в мирное время ее нет, но ведутся подготовительные работы, чтобы в случае необходимости она была сформирована.
– Хотите сказать, что президенты Армении и России теоретически могут принять решение о создании войсковой группировки в случае возобновления военных действий с Азербайджаном?
– Да, могут принять, а могут и не принять.
– Кстати, о Турции. Что Вы думаете о продаже Турции ЗРК С-400? И почему Россия вообще продает такие системы Турции? Ведь на границе Армении и Турции стоят российские войска, которые предположительно защищают Армению от Турции.
– Если эти поставки действительно произойдут, что пока не очень ясно, и что бы там Эрдоган не говорил, то я считаю, что будут приняты соответствующие технические решения, благодаря которым мы сможем их отключить в случае реального конфликта с Турцией, то есть, по всей вероятности, ей не удастся применить С-400 против России. Конечно, никто об этом публично не скажет, но я считаю, что эти системы будет очень затруднительно использовать против ВКС России.
– Следовательно, это скорее политика, не так ли?
– Не только. Прежде всего, продажа С-400 обеспечит колоссальные доходы – около 2 млрд долларов. Это большие деньги. Во-вторых, Россия хочет разрекламировать эти ракетные комплексы. Мы уже продали Китаю, и сейчас идут серьезные переговоры о продаже С-400 Индии. В Индии есть смысл разместить комплексы С-400: они могут быть использованы в случае конфликта с Пакистаном, а Китай – в случае конфликта с Тайванем, но я не очень понимаю, зачем Эрдоган хочет купить эти ракеты. Ясно, почему мы их хотим продать, но непонятно, почему, извините, этот идиот хочет их купить. Я думаю это глупо.
– В Армении есть как минимум комплексы С-300, не так ли?
– Да, конечно. Насколько я знаю, С-400 в Армению не привозили, а С-300 есть.