Накануне Центральный банк Армении, оставил ставку рефинансирования неизменной – 6%, в качестве обоснования этому приведя экономическую картину за второй квартал 2018 года. Следовательно, ЦБ констатировал, что во втором квартале, то есть за март, апрель и май, экономическая активность в Армении была выше ожидаемой, инфляционное давление – низким, что и послужило для ЦБ основанием в общем итоге иных факторов оставить ставку рефинансирования неизменной.
Экономическая активность во втором квартале – выше ожидаемой, действительно примечательна, имея в виду то, что во втором квартале в Армении произошли развития, которые, казалось бы, во всяком случае, по прогнозам многих, должны были привести к обратной картине. В Армении проходили массовые демонстрации, забастовки, пикеты, перекрывались дороги, не приезжали туристы и так далее.
Но неожиданно экономическая активность за второй квартал текущего года оказалась выше ожидаемой. Здесь, конечно, в чисто статистическом плане необходимо сравнить картину с 2017 годом, однако в данном случае проблема не в исключительно статистике, а так сказать в том фоне, атмосфере и характеристике «выше ожидаемой». Что это означает как минимум. Пожалуй, то, что второй квартал носит на себе влияние как минимум позитивных ожиданий, которые в Армении сложились в процессе, в результате бархатной революции. И не только в Армении, но и среди армян, проживающих заграницей.
Конечно, еще нужно будет обстоятельно выяснить, какие конкретно факторы составили активность выше ожидаемой, но неоспоримо, что здесь ключевым было формирование позитивных ожиданий, позитивных перемен, формирование доверия к перспективе, что и произошло в Армении и в Диаспоре. Это обстоятельство, конечно, еще нуждается в глубинном и скрупулезном анализе, чтобы стали ясными все факторы, но, пожалуй, очевидно одно – тот колоссальный потенциал, который хранится в общеармянском «амбаре», и достаточно немного благоприятных погодных условий, атмосферы, обстоятельств, и имеет место уже ощутимое, выше ожидаемого проявление.
А значит можно представить, какие проявления могут быть в случае обстоятельной работы с этим ресурсом, уже весьма конкретной экономической политики, конкретных программ, предложений, инициатив, которые будут пользоваться тем же доверием в Армении и в Диаспоре, сохранят позитивные ожидания. В конце концов, это также должно стать сигналом для так сказать внешних иностранных инвесторов, потому что в конечном счете армянство Диаспоры определенно является также своеобразным «брендом» Армении, визитной карточкой – вольно или невольно.
И, по сути, в связи с тем обстоятельством, как себя может проявлять Диаспора в отношениях с Арменией – используя свой не благотворительный, а креативный потенциал, впечатление о ситуации составляют также и иностранные инвесторы. Тем более, что армянская Диаспора в разных странах является вовсе не «рядовой» общиной, а состоит из интегрированных в жизнь этих стран и достигших значительных успехов разных индивидуумов и групп, которые являются ориентирами даже в этих же странах, а тем более могут стать ориентиром по части отношения к Армении в этих странах. Или, как говорил бывший посол США в Армении Джон Хефферн, он не может убедить американских инвесторов делать инвестиции в Армении, если этого не делают армяно-американские инвесторы. По большому счету, это обстоятельство применимо в случае, пожалуй, всех стран.
Источник: 1in.am