12 сентября обострившийся и накалившийся за последние дни процесс внутриполитических событий в Армении приобрел новое проявление, перешел так сказать новую, и в каком-то смысле неожиданную черту. Второй президент дал интервью одному из СМИ из своего окружения, в котором заявил, что Никол Пашинян превращается в нового диктатора. Обоснование этого заявления Кочаряна состоит в том, что Пашинян заявил, что всю ответственность за произошедшие до настоящего времени аресты и задержания он берет на себя.
Конечно, второй президент или команда, работавшая над подготовкой его интервью, фактически, не различает важное обстоятельство политической ответственности, потому что Пашинян говорил об ответственности именно в этом смысле – по той простой причине, что именно он является назначающим и увольняющим глав этих структур правоохранительной системы, следовательно, простая логика подсказывает, что именно он несет ответственность за каждый шаг в деятельности этих структур.
Но очевидно, что Роберту Кочаряну нужен был повод, а не причина. И, используя этот повод, он напомнил, что, Армения является членом Совета Европы, и эти вопросы будут рассмотрены в СЕ, в рамках демократических обязательств Армении.
Неожиданным, однако, является даже не это, хотя, конечно, и это интересно. Роберт Кочарян за период своего президентства провозгласил изменником государства председателя партии «Оринац еркир» Артура Багдасаряна, который за чашкой чая с британским дипломатом всего лишь сделал практически то, что в настоящее время делает второй президент – говорил о необходимости того, чтобы в Европе обращали больше внимания на положение демократии в Армении, законность избирательных процессов, чтобы не было никаких фальсификаций. Следовательно, если, по сути, делавшего то же самое и Артура Багдасаряна он считает предателем, то предполагается, что теперь он сам встал на этот путь? Но мы, конечно, воздержимся от такой приманки, и констатируем, что в действительности изменой был поступок не Артура Багдасаряна, а Кочаряна.
Армения является членом СЕ, и добровольно взяла на себя демократические обязательства членства в этой структуре, которые сами по себе для нас важны и необходимы для повышения жизнеспособности нашего государства. Неожиданность должна была быть с иного направления, исходить из другого места, и в виде фактической помощи Роберту Кочаряну. И эта неожиданная помощь пришла из Азербайджана, президент которого Ильхам Алиев заявил, что в Армении «формируется диктаторский режим». Фактически, оценка Роберта Кочаряна в первую очередь и оперативно была одобрена в Азербайджане, президентом этой страны, который Армении и Арцаху грозится войной, и даже Ереван считает «азербайджанским городом». А то, что Алиев в этом вопросе – в вопросе того, чтобы охарактеризовать новую власть в Армении диктаторской – должен был поспешить с оказанием поддержки Роберту Кочаряну, это имеет, пожалуй, очень простой мотив.
В Армении процесс бархатной революции, демократических реформ стал неприятным сюрпризом для Азербайджана. Азербайджан однажды уже почувствовал на себе тяжелую силу подобного международного рейтинга и демократического характера Армении во времена первой Арцахской войны, в которой достигнутая армянской стороной победа была, по сути, международно легитимной победой. Следовательно, президент Азербайджана прекрасно представляет, что после поворота в этом демократическом характере возвращение обратно к нему четверть века спустя существенно усложнит перспективу успеха азербайджанской дипломатии, в то же время и военной дипломатии, и жизнеспособность шантажа войной.
Процесс восстановления демократического имиджа и содержания Армении не мог не вызвать у Алиева серьезной тревоги, следовательно, Роберт Кочарян для него не мог не вызвать надежд своими заявлениями, в которых характеризует Армению диктатурой. Алиев понял, что Роберт Кочарян даже если и не шанс для него, то повод – хотя бы немного попытаться. Если что-то получится – хорошо, если нет – все равно, он, по сути, ничего и не теряет.
А поле для этой попытки Алиева Роберт Кочарян и поддерживающие его силы, фактически, планируют сформировать в ПАСЕ – в ее мониторинговой комиссии, о внеочередном заседании которой заявила республиканский вице-председатель парламента Арпине Ованнисян.