Специальный проектПетербургский международный
экономический форумО форумеНовостиВидеоинтервьюПетербурский международный экономический форумО форумеНовостиВидеоинтервью 05 Июня, 15:23 ОбществоТекст:Ирина Невинная»Несладкий фраппучино»: в Минздраве предложили налоговые бонусы за приверженность ЗОЖВ Минздраве готовят предложение по поправкам в налоговое законодательство: преференции должны получить люди, придерживающиеся принципов ЗОЖ. Об этом в рамках ПМЭФ сообщил заместитель министра здравоохранения Евгений Камкин. На одной из сессий форума сегодня обсуждалась проблема распространения ожирения в России и связанного с этим социального и экономического ущерба.
istock
«В мире к проблеме ожирения относятся очень серьезно, существует точная статистика его распространения. У нас — пока идет осмысление того, что происходит, и официальная статистика отстает от реального положения вещей. Кроме того, к сожалению, у нас в стране не только обычные люди, наши пациенты, часто относятся к проблеме лишнего веса и ожирения только как к косметическому недостатку, но даже врачи зачастую недооценивают риски этого заболевания», — рассказала директор НИЦ эндокринологии, член-корреспондент РАН Наталья Мокрышева.
Хотя официальный диагноз «ожирение» имеет только 2,5 миллиона россиян, на самом деле, по оценкам специалистов, в России сегодня каждый третий страдает ожирением — это примерно 45 миллионов человек. Примерно столько же — на пути к нему, так как имеют избыточный вес. И только треть россиян остаются в нормальном весе.
Между тем, эндокринологи бьют тревогу: сегодня уже безоговорочно ожирение квалифицируется как тяжелое заболевание, серьезно ухудшающее работу буквально всех органов и систем организма.
«Жировая прослойка, в особенности висцеральный жир, обволакивающий наши внутренние органы, — это, по сути, еще один гормонально активный орган, который влияет на работу сердца, сосудов, мышц, суставов. Не принимать это во внимание невозможно», — подчеркнула Мокрышева.
Ситуация постоянно усугубляется и в России, и в других странах. Причина проста: мы эволюционно устроены так, что любим и хотим сладкого и жирного. Но раньше доступность такой еды была ограничена, а теперь ее много, и она формирует наши пристрастия с самого детства.
«Вот популярный у молодежи кофе — карамельный фрапуччино. Это вкусно. Это модно. Но в чашке напитка 76,8 грамма сахара — 15 чайных ложек! Такое же количество сахара содержится в трех литрах томатного сока. С этим надо что-то делать», — отметила эндокринолог.
С коллегой согласилась и главный специалист Минздрава России по терапии и общей врачебной практике академик РАН Оксана Драпкина. По ее словам, самоконтроль всего двух параметров: индекса массы тела (соотношение веса и роста) и объема талии помогает избежать ожирения и его последствий. Драпкина особенно подчеркнула, что при проведении диспансеризации и профилактических осмотров врачи обязаны оценивать фактор рисков для здоровья, связанных с лишним весом и ожирением.
«По данным, опубликованным в журнале Lancet (сведения на 2022 год), более миллиарда человек в мире страдают ожирением. К сожалению, Россия не выбивается из этой статистики. Мы согласны с оценками эндокринологов, что проблема касается каждого третьего россиянина. Но ожирение — это диабет, высокий риск сердечно-сосудистых заболеваний, проблем с репродуктивной функцией, суставами. Также повышается риск онкозаболеваний. Экономический ущерб, связанный с лечением ожирения и его последствий, сегодня оценивается на уровне 0,7-1% ВВП, а если не принять меры, и тенденция сохранится, он возрастет до 4%», — подчеркнул заместитель министра здравоохранения России Евгений Камкин.
Эксперты дискутировали по поводу того, есть ли возможность переломить ситуацию. Тут два главных направления: лечение тех, у кого уже есть этот диагноз (что сложно и дорого), и профилактика.
«Сейчас идет формирование новых нацпроектов. Особое внимание уделяется мерам по формированию у населения приверженности к здоровому образу жизни вплоть до экономических рычагов», — сообщил замминистра. Он уточнил, что готовятся поправки в налоговое законодательство, благодаря которым государство будет поощрять стремление к ЗОЖ.
Кроме «пряников» предлагается использовать и фискальные меры — предлагается дополнительное регулирование маркетинга сладких напитков и продуктов, в первую очередь, предназначенных детям.
«Мы предлагаем усилить требования к питанию в школах. А также настаиваем, чтобы врачи первичного звена активно занимались профилактикой ожирения. Надо выявлять этих пациентов на раннем этапе и с ними работать. Не всегда человек может справиться с проблемой только за счет питания и ЗОЖ. Сегодня есть клинические рекомендации по лечению ожирения разной степени: в зависимости от тяжести ситуации могут быть использованы и специальные лекарства, и хирургические методы лечения, включая бариатрические операции. Все это должно быть доступно», — подчеркнул Евгений Камкин.
Он также отметил, что после введения акциза на сахарсодержащие напитки были получены дополнительные средства, и их целевым образом направили на федеральный проект по борьбе с сахарным диабетом.
По мнению специалистов, один из значимых факторов риска — широкое распространение фастфуда, ультрапереработанных продуктов, не имеющих пользы с точки зрения нутрициологии. Но как заставить бизнес действовать в интересах здоровья людей, а не ради собственной прибыли, как, условно говоря, уменьшить до нормального количество сахара во фраппучино, как сделать городскую среду здоровьесберегающей — все это еще предстоит решить. Над этим бьются врачи и службы здравоохранения во всем мире.