Парламент страны принял закон, отменяющий обязательное проведение досрочных выборов в случае, если парламент в течение двух недель не может избрать премьер-министра. Дело в том, что этот путь планировали задействовать для проведения досрочных выборов в стране – таким было условие выхода из затяжных протестов, происходивших весной.
Бывший лидер армянской бархатной революции, а ныне премьер Никол Пашинян обвинил парламентское большинство в контрреволюции и призвал к скорейшему роспуску парламента. Закон пока еще не подписан, но кризис в Ереване вновь на пике.
«Европейская правда» публикует колонку армянского эксперта Ричарда Гирагосяна, в которой он доказывает, что даже это не сможет остановить армянскую революцию.
На этой неделе новый, неожиданный и драматический политический кризис в Армении сделал актуальным вопрос досрочных выборов.
Раскол в отношениях между парламентом и правительством Никола Пашиняна вызвал кризис, который быстро превратился в открытое противостояние. В конце концов Республиканская партия – бывшая партия власти, все еще имеющая большинство в парламенте Армении, – вместе с депутатами от «Процветающей Армении» и партиями АРФ Дашнакцутюн изменила процедуру роспуска парламента и избрания премьер-министра.
Стоит напомнить, что Армения в прошлом не раз переживала серьезные кризисы, от принудительной отставки бывшего президента Левона Тер-Петросяна до террористического нападения на парламент.
Но есть основания говорить, что страна вновь подошла к переломному моменту своей политической истории.
Кризис и конфронтация
Для армянского правительства эти события стали неожиданностью, тем более что и «Процветающая Армения», и «Дашнакцутюн» – две партии, поддержавшие новый закон, – в мае сыграли критическую роль в избрании Пашиняна на должность премьер-министра, поддержав его кандидатуру на волне народных протестов.
Но если учесть высокие ставки сегодняшней армянской политики, этот шаг несет гораздо меньше неожиданностей.
Бывшей партии власти, Республиканской партии, он дает шанс оставить парламент под контролем и остановить процессы, которые обещают им политическое поражение в случае проведения внеочередных парламентских выборов.
Это отчаянный шаг, и у бывшей правящей коалиции есть все основания для отчаяния. На днях они стали свидетелями уверенной победы сторонников Пашиняна на муниципальных выборах в Ереване, которая подтвердила устойчивую популярность как премьера Армении, так и его молодого правительства.
Результаты этих выборов продемонстрировали, как гибнет прежняя политическая элита.
Но есть по крайней мере два политических урока, которые нужно вынести из нынешнего парламентского кризиса.
Во-первых, отпали всякие сомнения в том, что нынешний армянский парламент не отражает новую политическую реальность. Стране нужен новый состав представительного органа, который может появиться только в случае проведения новых, свободных и честных выборов.
А второй урок заключается в том, что в случае назначения новых выборов в Армении бывшие провластные партии – «республиканцы», «процветающие» и «дашнаковцы» – могут даже не преодолеть проходной барьер и не попасть в новый парламент – слишком уж они сейчас дискредитированы и глубоко непопулярны.
Хотя, несмотря на новую политическую реальность, отсутствие какой-либо реальной и конструктивной оппозиции повредит стране, ведь любому правительству нужна конструктивная критика и те, кто способен привлечь его к ответственности за проводимую политику. А учитывая то, что правительство Пашиняна – неопытное и только обретающее политическую зрелость, однопартийное управление особенно опасно. Пашинян еще с тех времен, когда он был фактически одиноким критиком власти, как никто другой знает, как нехватка подотчетности создает соблазн для любого политика.
Что дальше?
Нынешняя ситуация создает определенные риски как для нынешнего, так и для бывшего правительства. Для республиканцев и их политических союзников (которые уже вышли из нового правительства) то, что они теряют политическую легитимность, а их популярность только падает, создает реальный риск политической кончины.
К тому же они не могут или не хотят менять свою партии или же проводить ребрендинг собственной политики.
Но риски есть и для Пашиняна, и они даже серьезнее.
Планировалось, что следующим шагом в политическом преобразовании Армении станет «техническая» отставка Пашиняна с должности премьер-министра, с одновременным блокированием выдвижения каких-либо кандидатур его соперников на две недели. По до сих пор действующему законодательству, это должно запустить процесс роспуска парламента и проведения внеочередных выборов.
Но теперь нет уверенности в том, что оппоненты Пашиняна в парламенте будут выполнять такой план. Ведь следование этому сценарию, при котором они не будут выдвигать ни одного кандидата на должность премьера после отставки правительства, будет означать, что они решились на беспрецедентную акцию политического самоубийства. А это – маловероятно.
Если же они подадут новую кандидатуру премьера, то это подтолкнет Пашиняна вновь мобилизовать своих сторонников и снова вывести демонстрантов на улицы, чтобы завершить армянскую бархатную революцию.
Последствия этих процессов – далеко не позитивны.
По сути, в Армении идет борьба за легитимность. Для правительства его легитимность следует из «народного мандата», который определяет его популярность, и силы уличных протестов. А дискредитированная политическая элита прошлого, которая потеряла общественную поддержку из-за коррупции и отсутствия свободных выборов – ее легитимность основывается на имитированной демократии через контроль над парламентом, пусть даже это все больше не соответствует настроениям избирателей.
Несмотря на сложную ситуацию, можно утверждать, что новая политическая реальность Армении необратима. Прежнее правительство и провластные партии все больше соответствуют термину «бывшие» и с каждым шагом приближаются к черте, после которой о них останутся лишь краткие упоминания в политической истории страны.