Заявления о том, что участие Нагорного Карабаха меняет формат переговорного процесса, самое странное и неправильное трактование ситуации. Об этом заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян 19 марта на пресс-конференции.
«И говорит не один Алиев. В Армении тоже некоторые вторят. Однако это не предложение изменения формата, а предложение восстановления формата. Дабы мои слова не выглядели голословно, приведу несколько фактов», — отметил премьер-министр.
Для начала он напомнил, что когда была сформирована Минская группа, в числе приглашенных на конференцию потенциальных участников в принятом организацией документе было подчеркнуто участие избранных и иных представителей НК в качестве заинтересованных сторон. В мае 1994 г соглашение о перемирии подписано тремя сторонами – министрами обороны Армении, Арцаха и Азербайджана. В нем четко указано, что подписывают противоборствующие стороны. «Армения, кстати, тоже указана и подписывал документ нынешний глава РПА», — заметил Пашинян. В декабре 1994 г была принята Будапештская декларация, одна из глав которой посвящена нагорно-карабахскому конфликту. Там говорится, что участники форума приветствуют подписанное конфликтующими сторонами соглашение о перемирии. Те есть, ОБСЕ признала само соглашение, подписанное тремя сторонами. Далее, заявление действующего председателя (в то время) Ковача в марте 1995 г. по итогам встречи в Праге. Там говорится, что ДП подтверждает предыдущее решение ОБСЕ об участии двух государств и иной стороны (НК) в переговорном процессе и Минской конференции. «Это формат согласованный и признанный на международном уровне. То есть те, кто говорит об изменении формата, плохо информированы о нем», — подчеркнул Пашинян.
Говорить о том, как получилось, что НК выбыл из переговорного процесса, он не стал: «Не будем говорить, хотя все знаем о ком речь».