Никол Пашинян и Владимир Путин хранят молчание и не комментируют скандальные заявления Александра Лукашенко и Нурсултана Назарбаева. Президенты Беларуси и Казахстана пытаются троллить армянского премьер-министра, провоцируя его, видимо, на резкие заявления против ОДКБ и России.
Путин и Пашинян молчат, хотя Лукашенко пустил в ход все свое красноречие. О политике Лукашенко не раз говорил как о процессе «склонять» других, так что, у него все – ниже пояса. Поэтому и высказывания в адрес Никола Пашиняна он тоже опускает на уровень пятой точки.
Но троллинг, судя по всему, не проходит. Правда, Николу Пашиняну в любом случае предстоит ответить на несколько внешнеполитических вызовов.
Первый вызов, безусловно, связан с Россией. Как сохранить нормальные отношения с Москвой и заодно восстановить суверенность в отношениях? Убийство женщины в Гюмри, в котором обвиняется российский военнослужащий – свидетельство того, что пока не удается обсуждать публично вопросы в равноправной и партнерской плоскости. Ни глава СНБ Армении, ни министр юстиции, ни генрокуратура не отвечают на вопрос, правда ли, что российский солдат содержится на 102-й военной базе. Не говорит об этом и Никол Пашинян, что может свидетельствовать о надежде достичь результата в латентных переговорах. Но готова ли Москва к выстраиванию нормальных равноправных отношений? Дело убитой в Гюмри женщины может стать важным маркером будущих отношений России и Армении.
Второй вопрос, по которому начался мощный троллинг против Армении – Карабах. И тут опять в главных ролях Лукашенко, хотя очевидно, что он прикрывает диверсию Ильхама Алиева. Алиев пытается сделать мат в два хода – с помощью России вывести карабахское урегулирование из формата Минской группы ОБСЕ, отстранив США, а затем внести раздор между Россией и Арменией и лишить Ереван поддержки Москвы.
Никол Пашинян и Путин молчат и по этому поводу. Сергей Лавров в Баку не мог не понять, что Алиев готовится внова кинуть Москву. Не случайно после его визита в азербайджанской прессе было заявлено, что Лавров не вспомнил о территориальной целостности Азербайджана. При этом Алиев специально заявляет о «плохом» Серже Саркисяне и надеждах на Никола Пашиняна, чтобы вызвать в Армении и Арцахе неприятие в отношении Пашиняна.
Армения в условиях такого троллинга может использовать только одну защиту – начать обсуждения, какой вариант выгоднее: признание независимости Арцаха или воссоединение. Может, стоит даже объявить референдум.
Третий вопрос, троллинг по которому еще предстоит – Амулсар. Это не просто выбор между экологией и инвестициями, это проблема, связанная по большому счету с дальнейшими отношениями Армении с Западом. Удастся ли Николу Пашиняну маневр между решительно настроенным гражданским сообществом и западными инвесторами?
Молчание Никола Пашиняна, известного эмоциональными высказываниями, стало неожиданным ходом против тотального внешнего троллинга. Особенно интересно оно выглядит на фоне ответного молчания Путина, который, с одной стороны, поздравляет Роберта Кочаряна с 64-летием, а с другой не поздравляет Пашиняна с внушительной победой на выборах. Путин не говорит о судьбе российского военнослужащего, не говорит и о цене на газ для Армении. Но он не говорит и о том, что Лукашенко прав.
На этом фоне президент Армении Армен Саркисян едет в Тбилиси на инаугурацию Саломе Зурабишвили, словно пытаясь прикрыть Армению с северного фланга.
Наира АЙРУМЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»