Проблема Амулсара, кажется, получила статус своеобразной пограничной черты. Вчера премьер-министр Пашинян, наконец, перешел этот рубеж, оставив в прошлом революционные иллюзии и общественные ожидания. Таким образом, правление Никола Пашиняна условно можно разделить на два этапа: до появления позиции об Амулсарском месторождении и после этого.
Примечательно то, что премьер-министр пошел на огромную жертву ради этой проблемы, поставив на кон свой политический капитал и общественное доверие. Даже при наличии многочисленных ошибок в прошлом он продолжал сохранять свой статус революционного символа, что давало ему определенный статус неприкосновенности. Теперь же статус можно считать растраченным, и Пашинян уже обычный управляющий, которого граждане будут делать мишенью по той же логике, что и бывших.
В контексте сказанного возникает логический вопрос: неужели стоило идти на такую жертву ради Амулсара? Разве можно было так быстро растратить политический капитал и доверие?
Проблема связана не только с личностью Пашиняна. Дело в том, что подобное развитие событий поставило крест и на идее общественной солидарности, поскольку спорная и краткосрочная позиция премьера создает зародыши долгосрочного конфликта. После революции он получил реальную возможность создания общественного альянса, но, к сожалению, альянс был временным и бесперспективным.
Если попытаемся проанализировать особенности деятельности правительства за последний год, то остановимся на двух основных подходах: принятие краткосрочных решений и статистическая манипуляция. Амулсар – следствие этих двух подходов, которые разоблачают идеологическое банкротство и неспособность принимать правильные решения.
Многие не могут представить серьезность ситуации, но факт в том, что Никол Пашинян сам заложил под ногами мину, которая в любой момент может взорваться. А это настолько опасно, что даже борьба против прежнего режима и реваншистов больше не обеспечит ту общественную консолидацию, которая была в прошлом.
Ситуация была бы понятна во время окончания премьерского срока, но растрата рейтинга и доверия всего через год после того, как он стал премьером – просто авантюра. Ведь в условиях отсутствия альтернативы власти постепенное распыление легитимности легитимного правительства может вновь подготовить благодатную почву для распространения авторитаризма. Таким образом, премьер-министр вчера допустил самую грубую ошибку в ходе своего правления, последствия которой могут быть слишком тяжелыми.