Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедовнов для телеграм-канала Bunin&Co прокомментировал участие Армении в многонациональных учениях «Достойный партнер-2020» наряду со странами-членами и партнерами НАТО.
Армения намерена участвовать в многонациональных учениях «Достойный партнер-2020» наряду со странами-членами и партнерами НАТО. В этом контексте вновь актуализируется вопрос о внешнеполитическом курсе и приоритетах армянского руководства. Этому формату в нынешнем году исполняется пять лет. Прошлогодние учения армянские военные пропустили. Но сегодня они готовы присоединиться к военнослужащим из соседней Грузии, а также ее натовским союзникам. Как интерпретировать это событие? Можно ли трактовать его как, если не внешнеполитический разворот, то корректировку политики Еревана на международной арене?
С учетом того, что даже и сегодня, через два года после «бархатной революции» тема «геополитического разворота» Еревана по-прежнему актуальна в российских экспертных кругах, ответы на поставленные выше вопросы более, чем актуальны. Начнем с того что Армения является постоянным участником только одного из числа относительно крупных учений, которые регулярно проводит НАТО в Грузии. Это только «Достойный партнер». В других международных учениях на грузинской территории, которые проводит Североатлантический альянс, армянских военных нет. Во-вторых, участие Еревана в «Достойном партнере» ограничено, там представлены только вспомогательные подразделения. В -третьих (и это, наверное, самое важное), натовские учения в самой Армении проводились только в 2008 году. К слову сказать, это делалось отнюдь не при «бархатных революционерах».
И последнее (по порядку, но не по важности). Новая власть, пришедшая в 2018 году, ни разу не поставила под сомнение вопрос о стратегическом союзничестве с Россией Более того, Ереван принял решение вопреки позиции Штатов о размещении своей военно-гуманитарной миссии в Сирии. Тогда зачем же контакты с НАТО? Основных причин две, они имеют отношение к прагматике. Ереван стремится не допустить монополизации карабахской тематики на Западе Азербайджаном и Турцией. К тому же армянское руководство пытается использовать ресурс армянской диаспоры в США и странах ЕС. Но не вместо России, а вместе с ней, в дополнение к стратегическому союзничеству.