ОБСЕ критикуют, а это единственный международный наблюдатель в зоне карабахского конфликта, пишет аналитик Фонда Карнеги Томас де Ваал.
«Ирония судьбы: ОБСЕ критикуют, когда она нужна больше, чем когда-либо. Только она смогла заслужить доверие нейтральной на востоке Украины в 2014 г. ОБСЕ остается единственной международной организацией, которая ведет мониторинг в зоне карабахского конфликта.
Нынешний кризис во многом вызван недовольством некоторых постсоветских стран, которые хотят свалить вину на ОБСЕ за свои сомнительные действия. Так же думает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который набросился на наблюдателей ОБСЕ за их критику конституционного референдума 16 апреля. Решения в ОБСЕ принимаются консенсусом, и любая из 57 ее стран может наложить вето на любое решение.
Офис ОБСЕ в Ереване сейчас работает в правовом вакууме, потому что Азербайджан наложил вето на продолжение его работы. Азербайджан завил, что ОБСЕ превысило свои полномочия, помогая разминированию территорий в Нагорном Карабахе. (Свой офис ОБСЕ Азербайджан закрыл в 2015 г). США и другие страны призвал Баку изменить свое решение. Есть надежда, что спор скоро разрешится.
Два офиса в Кыргызстане и Таджикистане тоже стали мишенью для обвинений этих правительств. Кстати, 2 из 3 должностей специальных посланников ОБСЕ: высокого комиссара по национальным меньшинствам и представителя по свободе прессы, остаются вакантными из-за того, что Москва выступила против переназначения лиц на этих должностях. Москва обвиняет эти органы, а также Бюро демократических институтов и прав человека, в двойных стандартах.
ОБСЕ – единственная повсеместно признанная организация безопасности в Европе. Но ее бюджет в 2016 г составил только 141 млн евро, или 3% бюджета ООН. 60% этой суммы исходят от 6 стран Большой семёрки: Канады, Франции, Германии, Италии, Британии и США. Армения и Азербайджан платят по 45 тысяч евро в год. Это меньше, чем платит Ватикан.
Несмотря на большой объем вооружений с армянской и азербайджанской стороны, ОБСЕ держит там только 6 наблюдателей, как в середине 1990-х. Скромное предложение увеличить их число до 12 или 13, на что президенты и Армении, и Азербайджана, кажется, согласились в Вене в мае 2016 г, споткнулось о препирательства по мелочам. А это – глаза и уши, которые следят за повторением четырехдневной войны в апреле 2016 г, или чего-то худшего.
Как ОБСЕ отзовется на новые задачи? Наверное, сбивчивыми попытками компромисса. Даже критики организации признают, что организация делает полезную работу. К сожалению, она могла бы делать гораздо больше».