В обществе Армении большой шум произвела поставка очередной партии российского оружия Азербайджану, на этот раз – тяжелая бронетехника, которую Баку намерен отправить в распоряжение своих воинских частей, дислоцированных в карабахском направлении, как заявил об этом после получения этой военной техники.
О поставках Азербайджану российского вооружения говорилось достаточно, и кажется, что об этом говорить уже и вовсе излишне, сказать больше нечего. Трудно представить подобное аморальное, антисоюзническое поведение, которое может проявлять союзник и стратегический партнер какого-либо государства по отношению к этому же государству. Но по отношению к Армении Россия проявляет и даже после Апрельской войны, фактически, не прекращает поставки вооружений Азербайджану, придерживающемуся официальной армянофобской политики.
Что можно сказать в этой связи, когда ситуация такова, что слова уже почти ничего не значат? С другой стороны, однако, не говорить, конечно, недопустимо, и как общество Армении, так и официальный Ереван должны постоянно выражать, высказывать свое недовольство. Более того, здесь, по сути, есть некая проблема: Россия словно перестала ощущать на своем затылке или ощущает очень слабо то острое дыхание общества Армении, которое было после Апрельской войны – в ответ на антисоюзническое поведение России, мягко говоря – антисоюзническое, если не сказать попросту антиармянское и проазербайджанское поведение.
После Апрельской войны почувствовав дыхание общества Армении на своем затылке – Россия была вынуждена в последствии предпринять некоторые шаги для того, чтобы задобрить, так сказать – реабилитировать Армению. А сейчас, вероятно, Москва считает, что она решила свои вопросы с Арменией и она реабилитирована так и настолько, что уже нет необходимости в лишних формальностях и нужно попросту делать деньги, ну и заодно попытаться играть с Азербайджаном. Это ничего, что и на этот раз последствия этой игры обрушатся на голову Арцаха, подумаешь, большое дело: армяне немного понегодуют, а потом Москва их снова реабилитирует, и все встанет на свои «благословенные» места.
Именно это общество Армении и само государство и не должны позволять. Хотя государство – в данном случае власти – из-за ряда объективных и субъективных причин, пожалуй, неспособны в настоящее время позволить себе больше того, что есть, и с этой точки зрения все иллюзии здесь излишни. Однако общество не имеет права расслабляться, и здесь очень важно обеспечение общественной организованности, чтобы оно без перерыва дышало России в затылок, и чтобы потом не возникло необходимости в том, чтобы организоваться для того, чтобы дать отпор на очередную азербайджанскую агрессию.
Кроме этого, однако, очень важно констатировать еще одно ключевое обстоятельство – проблема не только в том, чтобы требовать от России пристойности и союзнической верности. Проблема в том, чтобы Армения также сумела создать свои альтернативы и также в этом виде косвенно требовала или оказывала давление на Россию – создавая некую ситуацию, когда уже от России что-то требует или ожидает не армянское общество, а Россия сама стремится предложить Армении большее – в обмен на ее дружбу.