Курс турецкой лиры второй день подряд обновляет исторический минимум в паре с долларом США, при этом центральный банк Турции безуспешно пытается остановить падение нацвалюты и резкий рост доходности гособлигаций, передает «Интерфакс».
К настоящему времени курс снизился на 0,2% – до 3,9640 лиры за доллар, при том, что утром он падал до 3,9826 лиры за доллар. С начала года лира рухнула на 12,4%. Всего турецкая валюта дешевеет пятый год подряд.
Вместе с тем вслед за другими индикаторами emerging markets фондовый индекс Borsa Istanbul 100 поднялся на 0,4% в ходе торгов в среду.
Во вторник ЦБ Турции провел валютную интервенцию, которую эксперты называют «эквивалентом повышения процентной ставки», пишет The Wall Street Journal. Центробанк объявил о сокращении лимитов заимствований для банков до нуля с 22 ноября, тем самым увеличив стоимость фондирования в среднем на четверть процентного пункта, отмечают аналитики Brown Brothers Harriman (BBH). «Такого шага явно недостаточно, и он запоздал», – говорится в обзоре BBH.
На октябрьском заседании ЦБ оставил базовую процентную ставку без изменения – на уровне 12,25%. По оценкам BBH, если повышения ставки не будет, лира легко может преодолеть отметку 4 лиры за доллар в ближайшее время.
Позиция турецкого Центробанка осложняется разногласиями с правительством по вопросам денежно-кредитной политики: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в пятницу заявил, что ЦБ выбрал неверный путь, и высокие процентные ставки являются причиной усиления инфляции в Турции, а не средством исправить ситуацию.
В сентябре потребительские цены в Турции выросли на 11,2% в годовом выражении, и ЦБ повысил прогноз инфляции на конец 2017 года до 9,8%, а на конец 2018-го – до 7%. При этом в среднесрочной перспективе ожидается ослабление инфляции до 5%.
Критика со стороны президента связывает руки руководителям турецкого ЦБ, отмечают аналитики.
Падение нацвалюты грозит существенными проблемами для турецких компаний – объем их валютной задолженности составляет около $300 млрд, и многие фирмы не имеют дохода в иностранной валюте, чтобы покрыть свои потребности в обслуживании долга.