Наверняка читателям помнится широко растиражированное в бакинской прессе эпохальное посещение Александром Прохановым Азербайджана. Поездка эта «фул-пакетом» (возложение цветов к главному памятнику из памятников страны под щелчки фотокамер, приемы у единоличных и равноправных дольщиков азербайджанского ЗАО «Власть и ложе на две рожи» супругов Алиевых, памятное поедание на публику лапши в родном селе и угощение икрой в закулисье, ну и т.д.) была обставлена апшеронской агитпроповской братией а-ля хадж паломника к святым местам мультикультурализма.
Столь трепетное и широкое освещение апшеронской прессой прохановского пилигримничества тогда уже навело на подозрения, что в отмирающих мозговых полушариях идеолога постсовкового империализма зародилась какая-то назойливая мыслишка. Собственно, мыслишка эта могла зародиться в алиевских полушариях и перекочевать потом к прохановским. Но суть в том, что подозрения подтвердились, ибо по возвращении из бакинской мекки ходжа Александр сразу же принялся за работу по воплощению задуманной идеи. И как стало ясно на днях, идея эта заключалась в выносе карабахской проблематики на повестку так называемого Изборского клуба, естественно, с целью продавить в умах российской политэлиты проазербайджанские настроения.
Оно и понятно. Ведь выданный в свое время клубу путинский грант в десять миллионов рублей изборцами, видимо, был успешно проеден. И в поисках новой подпитки идеологи евразийства с надеждой обратили свои взоры на Баку, который, оказывается, будучи надежным убежищем для северокавказских ваххабитов, снабжающий ИГИЛ боевиками и бабами, метлой выметший войсковую часть Габалинской РЛС и бульдозерами сравнявший с землей русское Монтинское кладбище, как никакое другое государство является оплотом провозглашенного изборцами Русского Мира.
Собственно, Проханов, Дугин и Ко давно обратили внимание на достоинства прорусскости бакинской мекки, справедливо заключив, что нефтяные манаты Алиева впустую оседают в карманах западных лоббистов. Аграмунты и Волонте, как перезрелые груши, один за другим разбиваются в карьерную лепешку, окромя бессмысленной растраты манатов еще и своими провалами наводя позор на честь и достоинство азербайджанской власти. Так почему же не перехватить инициативу и не присосаться самим к алиевским фондам, щедро оплачивающим международный пиар власти, страны и фантазий на тему бизимдиря? Почему за мзду не проторить дорожку разочарованной в западном либерализме гардашьей братии к сердцам российской политэлиты? И почему, собственно, не нашептать Кремлю на ушко, что стоит отдать обагренную чужой кровью чужую землю, как какой-нибудь калым, дабы в обмен на него подвести под венец евразийства усатую невесту?
Словом, Проханов, получив бакинское «добро», рьяно принялся за дело и анонсировал новый проект Изборского клуба с символичным названием «Доверие», видимо, подразумевая под этим клятвенные обещания перед Алиевым исполнить взятые на себя обязательства свахи. И уже 22 ноября состоялось заседание новой платформы с участием членов Изборского клуба, которых Проханов торжественно осведомил о налаживании контактов с лучезарной четой и договоренности устраивать совместные с корифеями азербайджанской политической мысли периодические обсуждения на тему путей выхода из карабахской проблемы, естественно, на выгодных одному Баку условиях.
О том, что за этим последовало на заседании, мы поведаем ниже. А прежде, забегая вперед, отметим, что с первой же попытки дело, как ни странно, увенчалось провалом. Первый блин, испеченный Прохановым, вышел комом, да еще каким… И сдается нам, что клиенты из Баку, перед которыми была поставлена тарелка с этим месивом, разразились в адрес кулинара Шуры несусветным матом и пригрозили вовсе не платить за меню. На эту мысль нас навело внезапное исчезновение видеоотчета заседания из инета. Не успело видео появиться в сети, как его тут же оперативно удалили со всех площадок. Однако, в распоряжении редакции Aysor.am также имеется видеоотчет заседания клуба, нам удалось просмотреть все его содержание и удостовериться в причинах, по которым материал спешно был удален.
Оказывается, развязанные Прохановым обсуждения на упомянутом заседании платформы «Доверие», вместо того чтобы подчеркнуть всю благодать азербайджанской государственности, неожиданно для организатора вылились в откровения на тему неприглядной изнанки этой самой благодати и запрятанных скелетов в шкафу бакинской власти. Конечно же, поначалу заданный Прохановым тон дискуссии вполне соответствовал лучшим традициям азагитпроповщины и участники заседания успели понапихать свои выступления констатацией «фактов» типа: «Карабах издревле принадлежал Азербайджану; миллион азербайджанских беженцев должны вернуться к родным очагам; Армения оккупировала Карабах; Турция имеет право участвовать в политическом разрешении конфликта; историческая Армения – это турецкая Армения, не имеющая с Кавказом ничего общего» и прочей дребеденью.
Особенно из кожи вон лез достославный азербайджанолюбец Максим Шевченко, без обиняков заявивший, что тюрки в Карабахе всегда составляли две трети населения, что исторически Карабах был уделом ханов Джаванширов, и что (внимание!) карабахцы — это отдельная кавказская национальная группа, которую лишь условно можно назвать армянами. Столь произвольная трактовка Максим муаллимом исторических, демографических и антропологических особенностей карабахского конфликта могла бы вызвать новые ощущения оргазмических конвульсий у самих сотрудников Академии наук Азербайджана, если бы не одно огромнейшее, величиной с бакинский флагшток, «но».
В порыве своих тюрколобызничающих речей, он вдруг выдал истину, которую в Баку хранят от своей публики как тайну за семью печатями. А заявил он следующее: азербайджанская армия способна вести интенсивные боевые действия максимум одну неделю, после чего армянские ракеты разнесут все стратегические азербайджанские объекты к чертовой матери. И тогда военной кампании — кирдык, равно, как и азербайджанской государственности в целом. Ибо, согласно Шевченко, Азербайджан — весьма хрупкое, как хрусталь, создание, которое треснет по кусочкам, в результате армянского удара и существующих межнациональных, межконфессиональных, межклановых и иных противоречий.
С Максим муаллимом согласился и присутствующий на обсуждении военный эксперт изборских, подтвердив, что азербайджанская армия весьма отсталая, а задекларированные на ее переоснащение манаты, в основном, были распилены путем откатов и повальной коррупции.
Словом, миф о славной и непобедимой ордусу назло Баку был развеян в течении достаточно подробного и объективного (!) анализа. Сам же Проханов, попытавшийся было спасти честь и славу ильхамовской армии, вдруг ни с того ни с сего выложил другую истину, от которой азербайджанские власти открещиваются, как путаны от наличия венерических зараз. Согласно Проханову, в апреле 2016-го именно азербайджанская армия инициировала наступление на Карабах и в результате завладела «обширными территориями». Правда, в ответ один из оппонентов возразил, что один холм никак не может называться «обширными территориями».
По сути, Проханов оплошал сам и полностью потерял азербайджаноугодное или, вернее, азербайджаноугодническое модераторство в дискуссии. Ибо много какой нелицеприятной информации посыпалось из уст участников. И что армяне успешно отбили наступление гасановской орды. Что контратаку Армии обороны Карабаха пресекла лишь Москва. Что азербайджанская государственность ныне держится исключительно на межклановом консенсусе и может развалиться в результате возобновившейся грызни. Что нефть кончается, а проблемы растут. Что Баку, вопреки утверждениям о лояльности к Москве, превратился в центр резидентуры ЦРУ и британской разведки в регионе…
Много еще подобного было высказано в дискуссии, за что поборнику русско-азербайджанского братства, любителю сакральной интерпретации истории Александру Проханову наверняка уже показан азербайджанский кукиш, вместо обещания организовать следующее заседание платформы «Доверие» в псевдо-Агдаме или Гяндже, как, облизнув губы, предложил на дискуссии Шевченко.
И тут, естественно, возникает вопрос. Либо Проханов бестолково распорядился азербайджанским «доверием», либо сыграл в двойную игру. То есть, заручился поддержкой и подпиткой Алиева для пиара проазербайджанского варианта решения проблемы, а с другой стороны поручил изборским одноклубникам капать на мозги гардашам, дескать, вы, хоть, и правы в принципе, но со слабой армией, хрупким равновесием в элитах, шатким положением государственной конструкции, проседающей экономикой и хреновыми отношениями с Западом не в состоянии сами вернуть Карабах. Лишь безоговорочное и бесповоротное возвращение в лоно Москвы может облегчить вам эту задачу. Ведь неспроста один из изборчан, как бы, резюмируя сказанное всеми, не моргнув глазом, заключил, что, якобы, решение карабахского вопроса настанет только тогда, если из клубка проблем исключить политический компонент. То есть, если обе стороны — и Армения, и Азербайджан откажутся от суверенитета в пользу третьей стороны (надо полагать — России), то вопрос принадлежности Карабаха отпадет сам собой. А там, глядишь, и пойдет-поедет прежняя дружба народов, кумовство, чмоканья и т.п., как в «старые, добрые времена советов».
Нам же кажется, что Проханов, с его явно переоцененными способностями политтехнолога, стремился хитроумно разыграть именно второй сценарий, дабы задобрить Баку глажением по головке, и вместе с тем показать безальтернативность евразийского выбора.
Но то ли со спеху, то ли по недоучению ролей, то ли по иным причинам участники дискуссии сильно перебрали, чрезмерно накидав каждый свои ингредиенты в кастрюлю с прохановской стряпней. Поэтому-то Шевченко ляпал о ненужности экономики Карабаху, потому как, якобы, каждый проживающий там армянин ежемесячно получает 1000 долларов от диаспоры и поэтому плевать хотел на азербайджанское благополучие; Шамиль Султанов с прискорбием говорил о смутном будущем Азербайджана (респект ему), сам Проханов восхищался силой азербайджанской армии, а взявший слово под конец этой говорильни молодой человек с неустановленными профессиональными навыками вообще еле выдавливал из себя непонятные обрывки фраз, наверняка, не вникая, что хотят услышать от него, и что он говорит сам.
Словом, получилась басня с намертво застрявшим карабахским возом и разнообразием фауны, подвизавшейся его вытащить. А ведь в Баку надеялись услышать веселую сказку о карабахской репке, которую дед Шура с внучкой, Жучкой и другими бородатыми членами изборской семьи дружно вытащат из «армянского плена», на радость азербайджанской публике в штанишках.
Вот и доверяй теперь «Доверию», за азербайджанские же манаты подложившему Алиеву свинью со всей подноготной азербайджанской действительности!
Автор: Богдан Атанесян
Источник: aysor.am