«Газпром Армения» обсуждает вопрос пересмотра тарифа на газ, сообщили на днях в пресс-службе ЗАО «Газпром Армения». «Не исключено, что ЗАО «Газпром Армения» обратится в комиссию по регулированию общественных услуг с соответствующей заявкой», – сообщили в компании.
Председатель комиссии по регулированию общественных услуг (КРОУ) Гарегин Баграмян в последние несколько дней почти каждый день говорит, что, несмотря на то, что в 2020 году на границе сохранилась цена на газ на уровне 165 долларов за 1000 кубометров, однако скорее всего «Газпром Армения» представит заявку на повышение цены на газ для жителей.
В конце 2019 г. была информация, что ООО «Газпром экспорт» и ЗАО «Газпром Армения» подписали дополнительное соглашение о поставках российского газа, согласно которому в 2020 году цена на газ, продаваемый Армении, не изменится и останется на уровне 2019 года. С 1 января 2019 г. цена на российский газ, продаваемый Армении, повысилась на границе на 15 долларов, составив 165 долларов за 1000 кубометров, однако для жителей тариф на газ остался неизменным.
В этом процессе есть несколько примечательных обстоятельств, которые нуждаются в отдельном рассмотрении.
Примечательно, что «Газпром Армения» пока не представила обоснования повышения цен на газ, но председатель комиссии по регулированию общественных услуг Гарегин Баграмян уже несколько дней убеждает всех нас, почему должен подорожать газ. Более примечательно то обстоятельство, что в апреле 2019 года Гарегин Баграмян был избран Национальным собранием председателем КРОУ исключительно в связи с отставкой Артура Ванецяна. Во всяком случае, о другом «достоинстве» Баграмяна неизвестно, и непонятно также, почему этот чиновник в последние дни стал основным транслятором повышения цен на газ, вызывая законный вопрос, чьи интересы он защищает – новоявленного оппозиционера Артура Ванецяна, российской компании «Газпром Армения» или гражданина РА?
С другой стороны, очевидно, что Москва в очередной раз бросает политический вызов армянскому обществу, революции, провозглашенной экономической революции, поскольку ясно, что повышение цены на газ приведет к волне подорожаний, что неизбежно отразится на рейтинге действующего правительства. По некоторым предварительным подсчетам, может быть подорожание в размере до 10%. Речь идет о базовом тарифе, который касается и потребителей, и хозяйствующих субъектов, и социально необеспеченного слоя, для которого природный газ поставляется по более низкой цене.
Цены на газ для конечных потребителей, как для промышленных, так и для резидентов, в Армении довольно высокие – по сравнению с другими странами региона, дороже по сравнению со всеми государствами Евразийского экономического союза и занимает довольно высокий показатель также на территории СНГ.
Это само по себе означает, что Москва использует в отношении властей Армении так называемую «газовую дубинку», тем более, что проблема из политической плоскости переместилась в коммерческое поле.