ВЦИОМ провел опрос среди взрослого населения России и выяснил, что 68% граждан готовы сотрудничать с полицией, сообщая информацию о поведении “соседа” – третьего лица. Об этом сообщается в исследовании, опубликованном на сайте центра.
По этим данным, 87% опрошенных заявили о готовности сообщить сотруднику полиции подробности ситуации, очевидцем которой они стали, 72% готовы стать понятыми. О своем желании принять участие в задержании правонарушителя сказали 55% россиян, охранять общественный порядок согласились бы 47% респондентов.
Непозволительное поведение сотрудников полиции доводилось наблюдать только 16% опрошенных, из них 8% сказали о грубости силовиков. При этом использование служебного положения в личных целях среди полицейских видели только 3% респондентов, 83% заявили, что никогда в жизни не сталкивались с таким в России.
Как свидетельствует июньский опрос “Левада-Центра”, проведенный по заказу правозащитной организации “Комитет против пыток”, в споры с силовиками вступала четверть россиян, каждый третий конфликт с силовиками сопровождался насилием либо его угрозами. Около 60% опрошенных считают пытки недопустимыми, но лишь треть готовы отстаивать свои права. При этом довольно большой процент опрошенных (почти 30%) допускают применение пыток в исключительных случаях ради спасения чужой жизни и по отношению к совершившим тяжкое насильственное преступление, а 39% считают, что борьба с пытками ударит по раскрываемости преступлений.
Хотя почти половина опрошенных считает пытки исключительным явлением, на деле это скорее обычная практика, при этом почти в 50% всех обвинительных приговоров по делам о пытках суды назначают силовикам условные сроки, хотя превышение должностных полномочий с применением насилия и спецсредств (ч. 3 ст. 286 УК РФ) относится к категории тяжких преступлений. 4% дел за последние десять лет завершались оправданием или прекращением по реабилитирующим основаниям. Это почти в десять раз больше, чем по делам остальных категорий.
Большой процент оправданий по делам о пытках правозащитники объясняют тем, что обвиняемые силовики обладают специальными знаниями, в том числе о том, как противодействовать расследованию. В российской практике нередки случаи, когда силовики за причинение травм, повлекших легкий вред здоровью или вред здоровью средней тяжести, получали условные сроки, а за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти – наказание, близкое к минимальному.