Памятник великому армянскому музыканту, фольклористу, композитору и дирижёру Комитасу был открыт в субботу перед зданием Армянской Патриархи ААЦ в Стамбуле.
Церемония открытия памятника состоялась под председательством предводителя Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской церкви, епископа Саака Машаляна.
Автор скульптуры — Эрол Сарафян (A. Sarafean), при поддержке Саркиса Гюлекечи.
Принять участие в этом мероприятии были приглашены представители общественных и районных органов, а также члены культурных сообществ.
Комитас — Согомон Кеворк Согомонян родился 26 сентября 1869 года в Кютахье (Կուտինա), в семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Рано потеряв родителей, он воспитывался бабушкой со стороны отца.
В 1881 году священник Кутины Геворг Дерцакян, уезжая в Эчмиадзин, по просьбе Католикоса привез с собой мальчика-сироту на учёбу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был отобран Согомон.
В 1890 году Согомон Согомонян был посвящен в монахи. Завершив обучение в 1893 году, он принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта и автора шараканов.
Назначенный в семинарии учителем музыки, Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, делает обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис с намерением учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии.
В сентябре 1899-го Комитас возвращается в Эчмиадзин и разворачивает свою музыкальную деятельность.
Однако его стремление к музыкальной педагогике не понравилось Католикосу всех армян, последний счёл, что Комитас использует церковную музыку для неправильных целей. В результате, не желая приносить в жертву свою работу, Комитас отказался от титула рукоположенного епископа и в 1010 году, покинув Эчмиадзин, Комитас уезжает в Константинополь.
В период 1 – ой мировой войны, когда правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа, Комитас был арестован вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов.
После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Несмотря на то, что благодаря влиятельным лицам Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый след в его душе. Он уединился, был отрезан от внешнего мира, предоставленный своим мрачным, тяжёлым думам.
Здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако надежд на выздоровление не было. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, где, после почти двадцатилетнего пребывания, скончался 22 октября 1935 года.
Весной 1936 года его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване. Комитас покоится в ереванском Пантеоне деятелей культуры.
Не менее трагической была и судьба творческого наследия Комитаса. Большинство его рукописей было уничтожено или рассеяно по всему миру.
Существенный вклад в сохранение музыкального наследия Комитаса внёс армянский композитор Мушег Агаян, расшифрововавший более 100 песен великого Комитаса.