Первый президент Армении Левон Тер-Петросян опубликовал статью в связи с реакцией экс-министра обороны Вигена Саркисяна на заявление премьер-министра Никола Пашиняна о том, что Армения – сторона карабахского конфликта.
В ходе брифинга Виген Саркисян сказал: «Три дня назад на пресс-конференции премьер-министр выразил ряд подходов, которые могут быть опасными. Уверен, что он не ставил цель усложнить положение Армении в этом вопросе, но, очевидно, сделал утверждения, которые не только удостоились достаточно агрессивной реакции Азербайджана, но и, убежден, вызвали обеспокоенность наших международных партнеров, в частности, сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Никол Пашинян признал: Армения является стороной конфликта. С таким утверждением всегда выступал Азербайджан, в то время как международное сообщество знает, что Армения — гарант безопасности Нагорного Карабаха, партнер по переговорам, но не сторона конфликта. Это может иметь далеко идущие последствия», сказал Саркисян. Он также раскритиковал слова Пашиняна о том, что в переговорах Ереван должен выступать от имени Армении, а руководство Карабаха — от собственного имени. Саркисян считает это «проявлением неосведомленности в деталях переговорного процесса».
Обвиняющий Пашиняна в неосведомленности в деталях процесса Виген Саркисян сам на деле проявляют абсолютную неосведомленность о содержании процесса карабахского урегулирования, пишет Левон Тер-Петросян.
Армения, Азербайджан и Карабах получили статус «сторон карабахского конфликта» в итоговом документе Будапештского саммита ОБСЕ в декабре 1994 года, а затем — в Пражском комментарии председателя Руководящего совета ОБСЕ 31 марта 1995 года. Очевидно, что заявления Вигена Саркисяна о том, что, якобы, Азербайджан всегда настаивал на том, чтобы Армения была признана стороной конфликта, — нонсенс. Азербайджан на деле настаивал на том, чтобы Армения была признана стороной Карабахской войны, иначе – агрессором. Данное устремление Азербайджана было сорвано благодаря блестящим действиям армянской дипломатии в четырех резолюциях Совета безопасности ООН, в которых четко обозначено, что прилегающие к Карабаху азербайджанские районы были заняты не армией Армении, а местными вооруженными силами. Если министр обороны Армении не видит в этих формулировках разницы, то армянский народ должен возрадоваться тому, что наконец-то освободился от считающего себя отцом Нации-армии лица. Хотелось бы также напомнить, что закрепление за Нагорным Карабахом международно признанного статуса «полноценной и полноправной стороны конфликта» является величайшим достижением армянской дипломатии, которое было растрачено в результате, мягко говоря, преступной халатности Роберта Кочаряна, что и стало основой для возникших в карабахском урегулировании дальнейших проблем, говорится в заявлении Левона Тер-Петросяна.