Неверно рассматривать подписание нового соглашения с Евросоюзом сквозь призму формулировок уступка — взаимная уступка. Об этом в ходе эксклюзивного интервью телеканалу «Армения» 14 декабря заявил президент Армении Серж Саргсян, говоря о всеобъемлющем и расширенном соглашении Армения-ЕС.
«Неверно рассматривать подписание нового соглашения с Евросоюзом сквозь призму формулировок уступка — взаимная уступка. Я думаю, что действительно победил здравый смысл, и если какая-нибудь сторона подписывает соглашение, это означает, что стороны достигли, хотя бы, минимума желаемого. Какими путями мы этого достигли? Это был чисто переговорный процесс», — отметил Серж Саргсян, добавив, что Армения никогда не рассматривала диалог как средство противопоставления. «Мы всегда были уверены, что надо вести диалог и с Западом, и с Востоком, а конкретнее, с Россией. Это очень хороший повод, чтобы я кратко представил историю переговоров. Многие, высказывая различные мнения до подписания соглашения, не удосужились вернуться назад, к истокам», — сказал он.
По словам президента, ЕС провозгласил Программу Восточного партнерства в 2010 году, и с тех пор Армения вела переговоры с целью воспользоваться результатами программы. «В то же время интеграционные процессы происходили и на территории СНГ. Когда мы начинали первый этап переговоров, мы искренне сказали европейцам, что Россия наш союзник, и наша экономика связана с экономикой России тысячами нитей. И мы не можем вести переговоры по соглашению, которое может препятствовать нашим экономическим связям. Наступил момент, когда ведущий переговоры начал ставить условия, и говорить, что, знаете, вот эти положения ЕАЭС противоречат вот этим положениям нашего соглашения. Перед нами была поставлена задача сделать выбор между двумя экономическими рынками, мы были вынуждены напомнить, что мы договорились об этом еще в 2010 году. И мы не могли пойти на шаг, который содержал в себе большие риски. Мы все сделали прозрачно», — сказал президент Армении.
Касаясь обвинений в том, что он принял решение присоединиться к ЕАЭС за одну ночь, Серж Саргсян отметил: «Это смешно, поскольку есть публичные заявления. Переговоры с ЕС были продолжены по новым принципам, и на саммите 2015 года в Риге было принято решение, что к странам Восточного партнерства надо проявить дифференцированный подход».
Президент отметил, что Армения существенно отличается и от Украины, и от Беларуси, от других стран. «Переговоры были продолжены в этом духе, и я рад, что нам удалось подписать соглашение. Проблема здесь в другом. Если думать о противопоставлении, что однажды это может случиться (хотя мы обязаны думать и об этом), мы многого не добьемся. В конце концов, ЕС – это огромный рынок, и наша цель – стимулирование экспорта. Мы должны много производить и экспортировать. От нас зависит, насколько вырастет наша экономика, сколько товаров мы можем экспортировать. И эти товары мы равным образом можем экспортировать и в ЕС, и в ЕАЭС, — сказал президент и добавил. – 28% нашего экспорта приходится на ЕС. Мы должны пойти этим путем и соотнести интересы. Кто пытается сыграть на противопоставлениях, всегда зарабатывает головную боль».