За прошедшие годы различные российские должностные лица не раз предлагали правительству Армении нейтрализовать «вбивающиие клин в армяно-российские отношения НПО», усилить контроль над ними, и даже провести законодательные изменения для облегчения контроля над их деятельностью. Если не считать то, что , с допломатической точки зрения, подобные предложения – неприемлимое вмешательство одной страны во внутреннее развитие другой страны, и действия напоминают стиль КГБ, то возникает вопрос – чем армянское гражданское общество вызвало гнев Кремля?
СМИ
Армянское информационное поле несравненно более свободно, чем СМИ стран основоположников ЕАЭС – России, Беларуси, Казахстана, и более свободно, чем в Кыргызстане. Это означает, что в Армении наличествует в некоторой степени объективное информирование касательно отношений Армения -Россия и интеграционных процессов ЕАЭС.
Это, в свою очередь, предполагает наличие в Армении антироссийских настроений, как, например, после апреля 2016 года, что было связано с торговлей оружия Россией Азербайджану, когда широкое недовольство общественности заставило правительство Армении сделать ряд дипломоточеских заявлений и протестовать против антиармянской политики Кремля. Следовательно, свобода информационного поля в Армении создает препятствия для «гладкого» проведения регионалной политики России.
Кроме освещения антиармянских шагов России, армянская пресса может повлиять и на внутреннюю аудиторию России (армяноязычный сегмент), предоставляя альтернативные новости о Кремле, между тем, как за прошедшие 10 лет правительство Владимира Путина упорно работало над созданием в России соответствующего законодательного поля, которое бы жестко контролировало работу российских СМИ.
Организации, занимающиеся укреплением демократии
Судя по всему, большая часть организаций, «вбивающих клин» в армяно-российские отношения, занимаются в Армении укреплением демократии – защитой прав человека, развитием политического разногласия и гражданского сознания. Почему именно демократия беспокоит Кремль? Ответ прост. Чем менее демократичной будет Армения, тем более однородной будет состав стран ЕАЭС.
Страны ЕАЭС, за исключением Армении и Кыргызстана, полностью авторитарны, то есть решения принимаются только на президентском уровне, а общественное не так уж и важно. Это, в свою очередь, «облегчает» принятие решений и их легитимацию в этих странах… Тем более, решения, противоречащие общественным интересам.
Политическая система Беларуси, Казахстана и России работает в пользу действующей власти и ее интересов, а в случае с Арменией и Кыргызстаном – у общественности есть определенные рычаги, если не для препятствия, то хотя бы для осложнения и уменьшения принятия и осуществления нежелательных решений. Значительно легче достичь соглашения или обязать решения группе политических деятелей авторитарного режима, чем найти общий язык с гражданами этих стран. Следовательно, существование в Армении организаций, участвующих в укреплении демократии и гражданского самосознания, не выгодно для России.
Преспектива
Российские СМИ и политические деятели, как в своей стране, так и в Армении пытаются на подобные организации вешать ярлыки, такие как западные шпионы и слуги Запада, пытаясь тем самым настроить широкие слои населения (в частности, старшее поколение, имеющее инстинктивное недоверие к Западу по причине советского прошлого и пропаганды СССР) против этих организаций.
Более того, как стало очевидно в августе этого года, когда руководителю Центра глобализации и региональных исследований Степану Григоряну запретили въезд в Россию, у Кремля есть черный список, и он осуществляет контроль за деятельностью членов гражданского общества одного за другим – готова действовать против любого неприятного для своей политики армянского гражданского деятеля.
Таким образом, можно ожидать, что пропаганда России и давления на армянское гражданское общество продолжатся и при любом возможном случае будут еще более ужесточаться.
Анна Памбухчян
«Союз информированных граждан»