Координатор Лазаревского клуба Константин Затулин недоволен тем, что армяно-российские отношения страдают от некомпетентности команды Никола Пашиняна, которые нанесли ущерб армяно-российскому взаимопониманию в ОДКБ, страдают от расследования деятельности российских компаний в Армении и «сведения счетов» с Робертом Кочаряном.
Под армяно-российскими отношениями Константин Затулин подразумевает, видимо, себя и ассоциирует себя с межгосударственными отношениями. А Затулин действительно страдает от того, что происходит в Армении, потому что в случае глубинных и полноценных трансформаций «фактор Затулина» будет ассоциироваться уже не с армяно-российским партнерством, а «производственными отходами».
К примеру, страдали ли армяно-российские отношения, когда Затулин в Москве дарил готовившемуся стать президентом Сержу Саргсяну рулетку?
Или когда Армению унижали в ОДКБ и ЕАЭС, реноме ОДКБ от этого не страдало, а как насчет интереса, прав и достоинства Армении?
Но задавать такие вопросы Затулину нет никакого смысла. Он сам все прекрасно понимает и может лучше всякого армянина изложить ответы на эти вопросы. Затулина волнует его собственная судьба, а не армяно-российские отношения.
Дело в том, что Затулин и «озабоченные» новыми армянскими реалиями политико-экономические круги уже не могут играть в многовекторность на «проармянскости». Они вообще скоро окажутся вне армянской игры. А эта игра даже в бытность прежнего коррумпированного режима была значимой как в региональном масштабе, так и в отношениях с Россией. Геополитическая роль Армении будет расти по всем этим направлениям, и тенденции уже очевидны.
Затулин может спастись только путем сохранения или восстановления старого, потому что в условиях реального армяно-российского партнерства эти политико-экономические круги окажутся негодными. Они чувствуют это, понимая, что их списывают уже и в России.
Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос Файненшл Таймз о наследнике, сказал, что думает об этом с начала 2000-х, но в любом случае последнее слово останется за народом. Это не просто демократическая сентенция, а эхо глубинных процессов в России.
Путин констатирует отсутствие наследника у нынешней правящей системы, наследника изберет народ, говорит он. Думает ли Затулин, что если Путин лояльно отнесся к тому, что в Армении лидера избрал народ, то завтра народ может заставить уйти самого Путина, а вместе с ним систему?
И если те, кого «ушли» в Армении, могли обратиться за помощью к Затулину, то к кому обратится Затулин, может, к Эрдогану или Алиеву? Они, конечно, ему обязаны, поскольку сейчас Затулин «суетиться» и за них. Но ведь вопрос в том, не понадобится ли помощь скоро и Эрдогану с Алиевым.
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель «ЛРАГИР»