На границе Азербайджана с Грузией – на пропускном пункте «Беюк Кесик» – 28 сентября был задержан член правления оппозиционного движения «Республиканская альтернатива» («РЕАЛ») Азер Гасымлы. Об этом сообщает азербайджанское информагентство «Туран».
«Я ехал в Грузию, на пограничном пункте мне заявили, что на мой выезд из страны наложен запрет, однако никто меня по этому поводу заранее не информировал», — сообщил агентству Гасымлы.
Он напомнил, что все члены правления были допрошены в прокуратуре после того, как были конфискованы плакаты с изображением лидера этого движения — политзаключенного Ильгара Мамедова. Однако о введении против них каких-то ограничений им не сообщили. Гасымлы связался с прокурором, который ведет данное дело, однако тот заявил, что активист должен вернуться в Баку, «чтобы можно было разобраться в этом деле».
Как напоминает агентство, плакаты против референдума 26 сентября были заказаны в издательстве «Ганун» в начале августа. Когда активисты шли в издательство за плакатами, туда явилась полиция и заявила, мол, в здании заложена бомба, после чего плакаты были конфискованы, а всех активистов «РЕАЛ» стали допрашивать. Позже был арестован сопредседатель данного движения Натик Джафарли.
Тем временем, азербайджанская журналистка Гюльнар Салимова на сайте «Open Democracy» пишет, что в то время, как многие авторитарные режимы изгоняют из своих стран всех инакомыслящих, власти Азербайджана, наоборот. запрещают диссидентам и критикующим власть журналистам покидать страну.
Согласно материалу, многие в Азербайджане, комментируя последнюю волну политически мотивированных арестов, отмечают, что в стране с удвоенным размахом вновь наступил 1937 год — имея в виду период кульминации сталинских репрессий. Отмечается, что ярким примером этого являются аресты журналистов и политических активистов после митинга оппозиции 17 сентября, организованного в знак протеста против конституционного референдума.
«Авторитарный режим президента Ильхама Алиева использует целый набор инструментов для репрессий – начиная от ареста, заканчивая преследованием и депортацией. Тем не менее, в некоторых случаях, азербайджанские власти не арестовывают мятежных активистов и журналистов. Вместо этого они просто запрещают им выезжать из страны», — подчеркивается в публикации.
Так, власти Азербайджана продолжают подвергать преследованиям многих журналистов, невзирая на критику международных правозащитных организаций. Как правило, против независимых журналистов выдвигаются такие обвинения, как «уклонение от уплаты налогов», что уже стало обычной тактикой, направленной против них.
В частности, напоминается, что ранее власти начали уголовное дело в отношении руководства и 15 журналистов независимого Интернет-телевидения «Meydan TV», который базируется за пределами Азербайджана. В частности, уголовное дело было возбуждено по обвинению в незаконном ведении предпринимательской деятельности, злоупотреблении служебными полномочиями, уклонении от уплаты налогов.
Согласно материалу, на данный момент многие журналисты имеют проблемы с властями Азербайджана. Так, автор приводит в пример истории репортеров «Meydan TV», которым запрещено покидать страну — Айнур Эльгунеш, Натик Джавали, Гюлер Мехдизаде и Севиндж Вагивгызы. Отмечается, что это лишь некоторые из многих.
«Было около 1:30 утра, когда наш самолет приземлился в Бакинском аэропорту. Мы только вернулись из Украины, где участвовали в тренинге для журналистов. Когда я проходила паспортный контроль, из Главного управления по борьбе с организованной преступностью (Бандотдел) меня проинформировали, что мне запрещено покидать Азербайджан», – сообщила в интервью автору материала репортер «Meydan TV» Севиндж Вагифгызы.
Двум другим внештатным репортерам «Meydan TV» — Айтен Фархадовой и Изольде Агаевой, которые находились с ней, было заявлено то же самое.
По словам Вагифгызы, полиция позже забрала у нее и ее коллег их мобильные телефоны. Примерно в 4 утра они были доставлены в Главное управление по борьбе с организованной преступностью. «В 11 часов утра пришел заместитель начальника следственного управления и сказал, что нас привезли туда из-за уголовного дела против “Meydan TV”», — рассказала она.
Другому репортеру данного информационного ресурса – Натигу Джавадли – в сентябре прошлого года также было запрещено покидать страну по аналогичной причине.
«Подход азербайджанских властей кажется запутанным. Кажется, что для них было бы лучше, если бы критически настроенные журналисты покинули страну. Но вместо этого власти продолжают держать их в этой стране, где они в состоянии намного легче “выкопать” журналистские расследования», — пишет автор и добавляет, что этот запрет на свободное передвижение сказывается на моральном состоянии журналистов.
Как отмечает Салимова, наряду с многострадальными журналистами Азербайджана, есть еще ряд других диссидентов, которым также запрещено покидать страну. Это члены оппозиционного движения «Республиканская альтернатива» («РЕАЛ»), лидером которого является ныне политзаключенный Ильгар Мамедов, а также активисты молодежного движения «НИДА».
Отмечается, что состояние и перспективы свободы СМИ в Азербайджане становятся все мрачнее. За прошедший год в стране заметно участились случаи политически мотивированных арестов, запретов и угроз в отношении журналистов.
Резюмируя, Салимова пишет, что после инициированного президентом Ильхамом Алиевым сфальсифицированного конституционного референдума 26 сентября данная картина может только ухудшиться.
Между тем, по сообщению «Meydan TV», в Бакинском суде по тяжким преступлениям прошло третье заседание по делу активиста «НИДА» Гияса Ибрагимова, арестованного 10 мая, на следующий день после нанесения граффити на постамент памятника Гейдару Алиеву. Так, на суде Ибрагимов не признал себя виновным и заявил, что вынужден был оклеветать себя. Он рассказал, что его похитили и, избивая, доставили в Главное управление полиции города Баку.
«В течение часа до проведения личного обыска мои руки были закованы в наручники. Затем приказали вытащить все из карманов. Я вытащил мобильный телефон, немного денег. Один из полицейских указал: “Смотри хорошо, особенно в левом кармане куртки”. Я понял, что мне подбросили наркотики», — рассказал Ибрагимов.
По его рассказу, далее в комнату вошел оперативник, сказав: «Вспомни Ильгара (скорее, речь идет об Ильгаре Мамедове – ред. «Meydan TV»), он тоже сигареты не курил, а мы его отправили в “удобное” место».
После его отвели в другую комнату, стали обзывать и бить. Другой оперативник принялся шантажировать его, сказав, что если он не признает себя виновным в распространении наркотиков, то его арестуют и будут пытать его близких. Более того, он стал угрожать активисту изнасилованием дубинкой.
«Затем мы поехали к нам домой. Шофер Пярвиз Мамедов предупредил, чтобы при входе я ни с кем не говорил. Когда приехали, дома была мама, кушала. Меня ввели в наручниках. У мамы был шок, я пытался подойти к ней, объяснить, но мне не дали. Спросили, на какой кровати я сплю. Оперативник Ширали подошел к кровати матери, наклонился, как-будто что-то ищет. Подбросил туда наркотики, сказал “нашел” и вытащил их. Я стал протестовать. Тогда он сказал: “Если тебе мало наркотиков, я могу подбросить и пистолет”», — рассказал Ибрагимов.
По словам активиста, он вынужден был дать письменные признания, написав все, что ему указывал сотрудник полиции. «Затем меня отвели к Миргафару Сеидову — начальнику Главного управления полиции города Баку. Сначала указали сесть, а потом Сеидов сказал: “Передо мной не сидят, а стоят на коленях”. Приказал встать на колени, я отказался, и, получив удар по ногам сзади, упал на колени», — продолжил он.
Они продолжили избиение, тянули за волосы и бороду. Заместитель Сеидова бил ремнем, требуя признаться в том, кто его и другого арестованного по этому делу активиста – Байрама Мамедова – подучил написать на памятнике. «У меня требовали пароль от моей страницы в Facebook, я отказался, но они так избивали, что я передал пароль. Однако они не смогли войти в мой профиль», — сказал он и добавил, что после этого его отвезли в Наримановский изолятор временного содержания, а на второй день силой заставили подметать двор. Все это, по его словам, снималось на камеру.
«Еще в 22-ом отделении полиции Пярвиз Мамедов сказал: “Сегодня мы тебя отпускаем, а завтра пойдем к памятнику, извинишься, положишь цветы, и мы тебя отпустим”. Я наотрез отказался», — обращаясь к судье, сообщил Ибрагимов.
Отметим, что двое молодежных активистов азербайджанского оппозиционного движения «НИДА» – Байрам Мамедов и Гияс Ибрагимов – были арестованы по обвинению в хранении наркотиков. По заявлению «НИДА», истинная причина задержания этих молодых людей в том, что в ночь на 10 мая они расписали постамент памятника Гейдару Алиеву в центре Баку.
Напомним также, что, согласно азербайджанским СМИ, в ночь накануне дня рождения первого президента Азербайджана Гейдара Алиева, отца ныне действующего, неизвестными был исписан постамент памятника, к которому, согласно традиции, с утра начинаются шествия с поклоном «общенациональному лидеру» и «спасителю нации». Надпись, в частности, представляла собой обыгрывание фразы «Поздравляем с праздником цветов», в которой поменяли 2 буквы в первом слове и придали слову и фразе иной, весьма популярный в среде азербайджанских инакомыслящих и оппозиции смысл – «Поздравляем с праздником рабов».