Сегодня официально стартовала агитационная кампания референдума по Конституции, которая будет продолжаться до 3 апреля включительно. Сформированы агитационная сторона и штаб «Да» во главе с министром территориального управления и инфраструктур Суреном Папикяном.
Срок формирования агитационной стороны «Нет» депутатами Национального Собрания, проголосовавшими против или воздержавшимися при голосовании по проекту решения Национального Собрания о вынесении на референдум проекта изменений в Конституции, истекает сегодня, хотя уже очевидно, что ни одна из парламентских сил не будет формировать штаб «Нет».
В случае, если в установленный срок не будет зарегистрирована агитационная сторона «Нет», агитационную сторону может зарегистрировать группа граждан, состоящая по меньшей мере из 50 человек. Заявление о регистрации агитационной стороны в Центральную избирательную комиссию можно представить до 18 февраля 2020 г. Быший омбудсмен Арцаха Рубен Меликян уже заявил, что группа юристов и правозащитников будут формировать штаб «Нет», другими словами, оба противоположных полюса агитации будут.
Однако это один из тех случаев, когда референдум в силу различных обстоятельств может и не состояться, хотя бы на уровне предположений или версий.
Например, теоретически возможно, что Грайр Товмасян и остальные шесть членов КС до 27 февраля воспользуются возможностями, предоставленными законом о раннем выходе на пенсию, сделав бессмысленным проведение референдума.
Представители власти предпринимают определенные шаги в этом направлении. Прежде всего, неделю назад Никол Пашинян с трибуны НС заявил о готовности встретиться с членами КС в отдельности или группой, а в эти дни публично подтвердил информацию о том, что спикер НС Арарат Мирзоян вне стен парламента имел встречи с некоторыми членами КС. Тем не менее, если быть реалистами, маловероятно, что семь членов КС согласятся на раннюю пенсию. Конечно, совершенно не исключаем, что один-два члена КС все-таки предпочтут уйти на пенсию, сохранив высокую зарплату и прочие льготы. В этом случае соотношение сил в КС, в зависимости от числа подавших в отставку судей, может определенным образом измениться, однако проведение референдума не будет отменено, даже если один или два члена КС решат не воспользоваться «бонусом» ранней пенсии.
Однако в теоретической плоскости Грайр Товмасян и его команда могут также пойти другим путем, предчувствуя неизбежность потери своих должностей. Если быть искренними, мотивация держать «окоп» КС у того же Товмасяна должна была бы уже иссякнуть, потому что даже РПА, которая выступила с жесткими формулировками в адрес властей, по существу, отказалась поддерживать своего однопартийца-председателя КС, предоставив эту «миссию» не имеющим политического веса правозащитникам.
В подобной ситуации прагматизм подсказывает, что Товмасян и его команда могут начать самостоятельную игру, пользуясь разными возможностями, вплоть до предоставляемых вышеназванным законом. В этих обстоятельствах они могут стать основными субъектами процесса этих дней, констатируя свое участие или главную роль в преодолении кризиса.
С другой стороны, если у Грайра Товмасяна есть политические амбиции, и он претендует на политическое лидерство в рамках прежней системы, о чем пишут близкие к старой системе СМИ, он может со своей командой уйти не в ожидании «заветной» пенсии, а с жестким политическим заявлением.
Однако это – теоретические варианты и, по всей вероятности, Грайр Товмасян и другие решили «воевать» до конца в своем «окопе», даже ценой возможной капитуляции.