Накануне в Апелляционном суде рассматривалась жалоба прокуратуры по делу Роберта Кочаряна, обвиняемого в свержении конституционного строя и получении взятки в особо крупных размерах.
Прокуратура обжаловала решение суда первой инстанции о предоставлении защитникам Роберта Кочаряна полного пакета материалов предварительного производства.
В начале заседания команда адвокатов Кочаряна представила судье Армену Даниеляну ходатайство о самоотводе. Суд принял решение отклонить это ходатайство.
«У меня возникли подозрения, что при вынесении решения об аресте второго президента Роберта Кочаряна Вы либо советовались, либо Вам помогал другой судья Апелляционного уголовного суда Рубик Мхитарян, или же при принятии этого акта последний был его автором либо соавтором», – заявил в Апелляционном суде член адвокатской группы Ованес Худоян, обращаясь к судье Армену Даниеляну.
Адвокаты, в частности, упомянули то судебное заседание, во время которого Армен Даниелян не разрешил Кочаряну и членам группы его адвокатов выступить.
Защитники процитировали также слова председателя Высшего судебного совета Рубена Вардазаряна, который в интервью информационному агентству «ФактИнфо» сказал: «Власти хотят, чтобы все наши судьи были похожи на Армена Даниеляна и Анну Данибекян, а оппозиционеры хотят, чтобы судебная власть была похожа на Александра Азаряна и Давида Григоряна».
Особенно примечателен последний аргумент защитников, хотя они цитировали не свои слова, а председателя ВСС. Кстати, они наилучшим образом отражают ситуацию, которая сложилась в судебной системе, где судьи принимают решения, исходя не из правовых аргументов, а в контексте политической конъюнктуры. Это последний довод, оружие, которым будут пользоваться Кочарян и его команда адвокатов.
Второй президент прекрасно сознает, что в содержательной части для защиты у него нет никаких аргументов: настолько очевидны его участие и роль в деле 1 марта. Этим обусловлено то обстоятельство, что команда адвокатов Кочаряна постоянно затягивает ход самого судебного разбирательства, не позволяя, чтобы оно перешло в содержательный этап, где в целостности предстанет образ кровавой политики Кочаряна. В то же время группа адвокатов второго президента максимально пытается делегитимизировать судебный процесс, надеясь, что подобный ход расчистит путь к расследованию дела в Европейском суде по правам человека. Иными словами, забракованная, скомпрометированная судебная система стала последней надеждой Кочаряна независимо от окончательного вердикта, который будет опубликован в суде.
И по-прежнему сталкиваемся с той же реальностью, являющейся следствием непростительного промедления, неоправданного бездействия революционной власти. За последние два года наше общество услышало многочисленные красивые и новые слова: веттинг, переходная юстиция, правила пристойного поведения судьи, люстрация. К сожалению, ни одна из этих идей не стала реальностью, вследствие чего проведенная следственными органами работа может пройти впустую из-за некачественного судебного процесса или субъективного приговора. Это задача, которая должна сделать еще более актуальной проведение судебной реформы, в противном случае даже в постреволюционной Армении так и не будет дана политико-правовая оценка прежней системы.