Правительство Никола Пашиняна полностью сформировано.
Правительство Пашиняна в политическом смысле многослойно и условно разделено на три группы. В целом, нашлись интересные кадровые решения, но многослойность правительства, наряду с возможностями, порождает и риски.
В так сказать профессиональном слое новых министров произведены почти идеальные назначения, потому что профессиональные качества министра обороны Давида Тонояна, министра иностранных дел Зограба Мнацаканяна и министра финансов Атома Джанджугазяна делают их востребованными почти для любых властей.
Вторая группа назначений – во главе с вице-премьером Араратом Мирзояном, составляет, так сказать, ядро революции. Они в основном молодые деятели, на плечи которых, однако, возложено укоренение новой политической культуры в государственном управлении. Недостаток опыта у этих людей можно даже посчитать положительным, если иметь в виду, что основной миссией правительства Пашиняна является формирование новой жизнеспособной системы посредством уничтожения криминальной олигархии (условно – представителями революционной команды нужно считать также Артака Зейналяна и Манэ Тандилян).
Именно в этом контексте породило как минимум тревогу присутствие в правительстве третьего сегмента.
Пятерых представителей ППА и двоих представителей АРФД не должно было быть в правительстве – как минимум исходя из логики революции, потому что, по сути, они представляют криминальную олигархию.
Но состав правительства выявляет, что Николу Пашиняну удалось заложить в основе формирования так называемого правительства согласия или коалиционного правительства такие принципы, которые, по сути, нейтрализуют тревоги, связанные с представленностью ППА и АРФД в кабинете.
В истории формирования коалиционного правительства Армении впервые премьер-министр в процессе назначений применил принцип вето. По имеющимся у нас сведениям, именно по этому принципу Никол Пашинян отклонил назначение Микаэла Мелкумяна на пост вице-премьера, а до него – еще трех кандидатов. В результате, по квоте ППА вице-премьером стал Мгер Григорян, являющийся самым опытным среди вице-премьеров. Это назначение – положительный сигнал для предпринимателей и иностранных инвесторов.
Если Никол Пашинян с той же последовательностью будет контролировать работу также и других сфер, которые по квоте отданы ППА и АРФД, то можно будет зафиксировать исключительный результат, потому что в правительстве нет скандальных и одиозных лиц.
Таким образом, полностью сформировано новое правительство, в котором есть новые лица, идеи. Конечно, трудно говорить о единой команде, но даже этот состав правительства создает возможность для политической капитализации результатов революции.
Само по себе понятно, что правительство согласия необходимо Пашиняну – для того, чтобы иметь в парламенте хотя бы стабильное большинство. Будем надеяться, что этот факт не снимает с повестки тему проведения внеочередных выборов.
Формирование нового правительства положило конец 19-летнему правительству РПА, однако полностью не отражает настроения революции, не устраняет политического кризиса, что возможно только путем проведения внеочередных выборов.
Временное политическое сосуществование должно иметь по возможности сжатые сроки и четкую повестку.