Предложения Левона Тер-Петросяна по карабахскому урегулированию можно рассматривать как позитивные с точки зрения демонстрации свободы мнения и терпимости в армянском обществе. А также, чтобы посредники поняли, что Армения на самом деле делает все для достижения мира, и никогда не была агрессором. Но с точки зрения содержания предложения первого президента губительны. Об этом на пресс-конференции 31 марта заявил кандидат в депутаты от Армянской революционной федерации Дашнакцутюн Армен Рустамян.
Он отметил, что Левон Тер-Петросян озвучил ровно те тезисы, которые озвучивает руководство Азербайджана в своей пропаганде. «В Армении есть политическая сила, которая стала агитатором тезисов Азербайджана. Потому что то, что они говорят, можно услышать из уст официального Баку. И это терпится в Армении, и это нормально, и дает нам возможность представлять и наши аргументы. Но представьте, если бы такое было в Азербайджане во время выборов, и какая-то политическая сила в свою программу включила бы признание независимости Нагорного Карабаха. Я думаю, что представители этой силы, если останутся живы, то окажутся в тюрьмах, — сказал он, добавив, — Но что касается содержания, это губительное предложение с учетом того, кто наш сосед, с которым мы хотим достигнуть мира».
По его словам, Азербайджан желает уничтожения Армении, и на этом воспитывает свое молодое поколение, и ни на какие уступки идти не собирается. «Самая высокая уступка со стороны Азербайджана – автономия Карабаха в составе Азербайджана», — сказал он.
По мнению представителя АРФД, прежде чем озвучивать такую точку зрения, Левон Тер-Петросян должен был также учесть мнение армянского народа, но он этого не делает. «С 1991 года народ Карабаха озвучил, как представляет решение данного вопроса, и это зафиксировано итогами трех референдумов. Но Левон Тер-Петросян сделал целью своей жизни навязать нам совсем другую концепцию, которая никак не соотноситься с представлениями народа Карабаха», — сказал Армен Рустамян.
Отвечая на вопрос о том, что, по словам первого президента, он всего лишь представляет тезисы того договора, вокруг которых ведет переговоры действующая власть Армении, в составе которой находится также АРФД, Армен Рустамян отметил, что если такая позиция у Сержа Саргсяна, то зачем выступает Левон Тер-Петросян? При этом провозглашая себя оппозицией, и, в то же время, заявляя, что все нерешенные в Армении проблемы – следствие нерешенности карабахского конфликта, что означает, что он оправдывает действия любой власти, при которой все эти проблемы сохранятся. «Значит, он врет, что поддерживает действующую власть только в этом вопросе, он поддерживает ее во всех вопросах. Возникает вопрос, почему он обнародовал все это? По моему глубокому убеждению, чтобы показать, что он самый умелый управляющий, и чтобы вписать свое имя в анналы нашей истории золотыми буквами», — сказал он.
Что касается концепции АРФД «ни клочка земли», Армен Рустамян отметил, что если Азербайджан не собирается идти ни на какие уступки, то и с армянской стороны тоже не может быть уступок. «Твой ответ должен быть адекватным, и уступки должны быть одновременными и равнозначными. Если этого нет, то это не взаимные уступки, а односторонние уступки, это проигрышная позиция. Но сдаться в войне – это тоже шаг, который приводит к миру, и Левон Тер-Петросян предлагает сдаться, чтобы эта война завершилась», — сказал он.
Говоря о том, что вопрос в Мадридских принципах, вокруг которых сейчас идут переговоры, Армен Рустамян отметил, что Армения ведет по ним переговоры, поскольку лучше участвовать в переговорах, и вина за срыв переговоров не должна лежать на Армении. «И в процессе переговоров по Мадридским принципам есть очень важный момент, о котором Левон Тер-Петросян не говорит – там есть вопрос статуса Нагорного Карабаха, чего не было в поэтапном предложении 1997 года, на которое соглашался первый президент. Тезис территории в обмен на статус предполагает сначала статус, потом территории. А не наоборот. То же самое очень четко говорит Серж Саргсян. Говорить о какой-либо взаимной уступке бессмысленно, пока независимость Нагорно-Карабахской Республики не признана», — сказал он, добавив, что Азербайджан на это никогда не пойдет, и по этой причине удар переводится на Азербайджан. «Это тактическая задача, которая решается. И то же было во время Левона Тер-Петросяна. Его окружение терпимо относилось к решению, которое предполагало автономию Карабаха в составе Азербайджана, поскольку считало, что решается тактическая задача, это маневр. Но когда на столе появился документ для подписи, Совет безопасности Армении отказался от этого документа», — сказал Армен Рустамян.
Он добавил, что если Азербайджан согласится на признание Карабаха, и процесс сдвинется с места, то при обсуждении территориальных вопросов Нагорный Карабах наравне с Азербайджаном имеет право поставить вопрос тех территорий бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, которые после войны остались под контролем Азербайджана.