Письмо судьи Конституционного суда Ваге Григоряна меня потрясло, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в среду в интервью радио «Свобода».
28 июня судья Конституционного суда Ваге Григорян направил письмо в правительство, парламент, президенту и членам Конституционного суда, в котором говорится о том, что в Армении разразился конституционный кризис.
«Прочитав это письмо, я понял, что в 2018 году все мы, сконцентрировав внимание на политической манипуляции экс-президента Сержа Саргсяна, не заметили подобную манипуляцию того же масштаба, которая произошла в Конституционном суде», — сказал Пашинян.
По его словам, когда в 2015 году инициировались конституционные изменения, говорилось, что это институциональная реформа всего государства, которая приведет к созданию новых правительства, парламента, судебной власти и Конституционного суда.
Премьер напомнил, что согласно новой Конституции, судья Конституционного суда избирается не пожизненно, а на 12 лет, а председателя выбирают судьи — на шесть лет.
«Имеем ли мы сегодня конституционный суд, который соответствует букве и духу Конституции? Не имеем, потому что за 40 дней до вступления в силу новой Конституции бывший председатель КС Гагик Арутюнян подал в отставку в результате внутриполитического торга», — заявил Пашинян.
По его словам, в результате этого Саргсян получал кресло премьера, Арутюнян — пост главы Высшего судебного Совета, а Грайр Товмасян — председателя КС.
«При этом они приняли переходное положение, согласно которому на избранных членов распространяются старые регулирования Конституции 2005 года, то есть члены КС избираются пожизненно или до исполнения 65 лет. Получается, что описанный в новой Конституции КС мы не сможем иметь как минимум до 2030 года», — заявил глава правительства.
Пашинян обвинил Товмасяна в приватизации КС и заявил, что «у нас в прямом и переносном смысле Армения 2019 года и Конституционный суд 1995 года».
«Для меня однозначно одно: Армения 2019 года должна иметь конституционный суд 2019 года. Пусть никто не сомневается, что этот вопрос должен быть решен», — заявил премьер.
Новоизбранный судья 20-го июня с трибуны Национального Собрания Армении заявил, что принял на себя полномочия главы КС. Согласно позиции Григоряна, право принимать решения имеют лишь те судьи, которые были избраны после вступления в силу конституционных изменений (по итогам референдума в декабре 2017 года). Поскольку таковыми являются лишь он и судья Арман Диланян, который на тот момент отсутствовал в стране, то Григорян заявил, что с принесением присяги он возлагает на себя полномочия председателя Конституционного суда.