Я в наших отношениях с Россией никогда не сталкивался с этим вопросом. В наших отношениях и переговорах никогда не слышал об этом со стороны наших российских коллег.
Об этом на встрече с российскими журналистами в Правительстве Армении заявил премьер-министр Никол Пашинян, отвечая на вопрос главного редактора информационного агентства «Новороссия» Станислава Смагина о том, что можно сделать с разницей в трактовке личности Гарегина Нжде в Армении и России и есть ли смысл создавать комиссию для диалога историков, общественников, политологов, чтобы проработать этот вопрос и найти точки соприкосновения. «Это вопрос присутствует в повестке наших отношениях с Азербайджаном.
Впервые я с этим вопросом столкнулся в Ашхабаде в рамках саммита СНГ. Но для меня сюрприз то, что это вопрос присутствует еще и в наших отношениях с Россией. Никогда в общениях с российскими коллегами имя Гарегина Нжде не затрагивалось»,- подчеркнул он. Коснувшись вопроса о создании комиссии, Пашинян отметил, что было бы странно, если бы мы создали комиссию с Россией, чтобы изучить собственную историю, в том числе и то, откуда в нашей истории появилось имя Гарегина Нжде. «Его имя появилось с Сардарапатской битвы, по итогам которой была создана первая Республика Армения в 1918 году. Между прочим, в той же битве участвовал и Ованес Баграмян.
Они бок о бок сражались за свою Родину против турок. Как известно, Баграмян впоследствии стал маршалом Советского Союза, дважды Героем СССР. Для нас Гарегин Нжде и Ованес Баграмян имеют одинаковые истоки как исторические фигуры. Они сражались за Армению, за армян, и пытались сделать все от них зависящее, чтобы защитить свой народ от турков, которые организовали Геноцид армян. Много говорят о том, что, например, Нжде имел какие-то контакты с представителями третьего рейха.
Молотов (министр иностранных дел СССР в 1939—1949- ред.) тоже общался с представителями третьего рейха, тогда давайте создадим совместную комиссию и изучим все. Кто-то в России осудил эти действия? А почему нет? Если начнем, то давайте начнем с Молотова. Что он говорил, зачем, о чем договорился, почему договорился?
А Сталин был информирован, о чем была договоренность? Для нас не стоит вопрос о том, кто Нжде. Он тот, кто с будущим маршалом Баграмяном боролся за свою Родину. Говорил он с нацистами? Может и говорил. Молотов тоже говорил, Сталин тоже говорил»,- добавил премьер.
Напомним, что премьер-министр Армении Никол Пашинян 19 ноября провел встречу с российскими журналистами в Правительстве. На встрече присутствовали журналисты газет и информационных агентств «Комсомольская правда», «Эхо Москвы», «Свободная пресса», «Московский Комсомолец», «Россия Сегодня», «Ведомости», «Коммерсант», «Интерфакс», «Огонек», ТАСС, «Эксперт», «Российская газета».