Вчера Серж Саргсян встретился с министром здравоохранения Левоном Алтуняном и выслушал доклад о реформах в отрасли. По словам министра Л. Алтуняна, продолжаются работы, направленные на обеспечение страховых пакетов по предоставлению медицинских услуг социально необеспеченным лицам. Государством были приобретены страховые пакеты для 100.000 бенефициариев, и услуги уже предоставлены порядка 35.800 бенефициарам.
Л. Алтунян также доложил, что в ближайший месяц будет завершена доработка концепции развития сферы здравоохранения, а до конца года завершится разработка проекта закона о здравоохранении.
А сегодня газета «Жаманак» со ссылкой на свои источники сообщила, как медицинский центр «Астхик» прибегает к аферам, чтобы привлечь бенефициариев социального пакета в больницу.
Им звонят из медицинского центра «Астхик» и, представляясь сотрудником министерства здравоохранения, сообщают, что нужно пройти медицинское обследование в рамках соцпакета в МЦ «Астхик». «Либо министерство здравоохранения сотрудничает с Самвелом Алексаняном, либо принадлежащий ему медицинский центр просто занимается самодеятельностью», — пишет газета.
Звонили ли их «Астхик» гражданам и насколько это законно, может выяснить только специальный орган. Но это не единственная схема, по которой медучреждения привлекают пациентов. В Армении нет органа, куда гражданин может позвонить и попросить проверить деятельность медиков на предмет преступного сговора.
О таком сговоре могут рассказать многие пациенты. Скажем, есть врачи, которые назначают заведомо ненужные обследования и анализы, обеспечивая «заказы» для диагностических центров, с которыми у них есть договоренность. Те же врачи назначают лекарства, которые продают в аптеках, с которыми у них тоже сговор. За это врачи получают «долю». Зачастую это обязывает их делать руководство медцентров.
Причем, эти лекарства и обследования могут стоить больших денег, и гражданин, который мог бы получить лечение за меньшие деньги, платит в несколько раз больше.
Против такого сговора почти невозможно бороться. Врачи, которые по-человечески не могут себе позволить действовать в ущерб пациентам, не входят в такие сговоры. Но, говорят, таких врачей, которые не направляют больных на дорогие исследования, травят в больницах и в итоге оставляют без работы.
Данные схемы преступного сговора, пожалуй, становятся главной проблемой в системе здравоохранения Армении. В результате пациенты, столкнувшись с этим, теряют доверие к системе в целом и предпочитают не посещать врача и лечиться самостоятельно. Пациент чувствует, что его обманывают и обирают, но не может ничего доказать. Максимум, он может не купить назначенные лекарства и не пройти сомнительное обследование. Но для этого есть продолжение «преступной схемы» — врач не делает назначения, пока нет результатов всех обследований.
Говорил ли Серж Саргсян с Левоном Алтуняном об этих схемах, которые называются отмыванием денег? И будет ли в новом законе о здравоохранении предусмотрено создание органа, куда пациент сможет обратиться? Если будет орган, который выяснит, что врач назначил ненужное обследование или дорогое лекарство вместо дешевого и эффективного, то врач вряд ли станет рисковать своей лицинзией ради «доли» в преступной схеме. А пока такого органа нет, такие преступные схемы действуют везде и всюду. А оборот в них зависит от совести врача и его верности клятве Гиппократа.
Наира Айрумян, «ЛРАГИР»