Превращение двух храмов византийской эпохи в Стамбуле в мечети и сопутствующий дискурс, связанный с завоеванием, придали смелости экстремизму на Ближнем Востоке. Об этом в интервью Ahval заявила антрополог Тугба Танери Эрдемир из Университета Питтсбурга.
Преобразование в мечеть Собора Святой Софии в июле, за которым аналогичное произошло с Церковью Христа Спасителя в Полях из ансамбля монастыря в Хоре, изменило символизм вокруг двух важных памятников с сосуществования на господство, считает Эрдемир.
Во время речи, в которой объявлялось о первых пятничных молитвах после обращения Святой Софии, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подробно рассказал о завоевании Стамбула Османской империей в 1453 году, намекая на параллели между победой 15 века и его избранием мэром Стамбула в 1994 году.
«Судя по тому, что я наблюдала на Ближнем Востоке, сейчас многие экстремисты копируют слова Эрдогана в своих выступлениях», — сказала она. Экстремисты «использовали это как повод для размышлений о том, как они будут доминировать над другими в своих регионах», — сказала Эрдемир. «Если задуматься, это разжигает экстремизм на Ближнем Востоке и во всем мире».
Собор Святой Софии 6-го века был превращен в мечеть сразу после того, как османский султан Мехмед II завоевал Константинополь.
Церковь Святого Спасителя в Хоре изначально была частью сельского монастыря. По словам Эрдемира, Хора была «символом византийской преданности» с драгоценными фресками и мозаиками, покрывающими практически все ее поверхности. Спустя 50 лет это здание было преобразовано в мечеть визирем.
«Собор Святой Софии, конечно же, имперское здание, созданное с самого начала как политическое заявление», — сказала она, — императорская церковь, в которой были коронованы византийские императоры. «Хора никогда не имела такого значения».
Оба памятника были преобразованы в музеи при Светской Турецкой Республике. Эти музеефикации, как выразилась Эрдемир, «очень соответствовали духу ранней турецкой республики, в которой была признана художественная ценность этих памятников».
По ее словам, молодая республика «хотела сохранить и представить их миру эти прекрасные сооружения и открыть их для людей всех вероисповеданий и всех культур». Теперь символизм наследия снова вернулся к идее завоевания, что является опасным процессом, сказала антрополог.
«С идеей завоевания мы фактически перестаем быть людьми, которые заботятся о наследии, и тогда мы начинаем быть людьми, которые доминируют над наследием», — сказала Эрдемир. «И этот уровень доминирования несет в себе идею о том, что есть кто-то, над кем нужно доминировать в этой стране. Что мы больше не равноправные граждане». Такие сдвиги атакуют самое сердце демократического общества, построенного на самой идее равного гражданства, добавила она.
По словам Эрдемир, многие исламисты в Турции включили Хору в подобный рассказ о завоевании, хотя исторически это не так. Однако судьбы двух памятников переплелись и по-другому.
«Возможно, мы не сможем превратить их обратно в музеи, — сказала Эрдемир, — но мы должны сделать так, чтобы эти бесценные, удивительные произведения искусства и архитектуры сохранились для будущих поколений. Это наша ответственность».