Думаю, за ночь вы успели пережить первый шок, связанный с предъявлением Роберту Кочаряну обвинения по уголовному делу, и теперь задумываетесь о том, что же будет. Фейсбук кишит откликами большая часть который, естественно, воодушевленная, но все это намного сложнее, чем кажется. Об этом как передает «Айкакан жаманак», на своей странице в фейсбуке написал руководитель фонда «АрАр», эксперт Аветик Чалабян.
По его словам, нет сомнений, что призрак 1 марта довлеет над нашей страной уже десять лет, и чем скорее нам удастся избавиться от этого призрака, тем лучше. «Во-вторых, нет сомнений, что именно Роберт Кочарян был основным принимающим политические решения 1-го марта, и это его решения привели к столкновению между демонстрантами и силовыми структурами, которые закончились кровопролитием и оставили такую тяжелую рану в нашей жизни, и что лично Роберт Кочарян должен понести ответственность за свои действия, тем более, что это было не единственное кровопролитие в годы его правления», — убежден он.
Но здесь несомненная часть заканчивается, отмечает Чалабян, и начинаются намного более сложные вопросы. «Во-первых, в события 1 марта с разных сторон были активно вовлечены все три бывших президента страны, два бывших министра обороны, некоторые действующие сегодня депутаты и политические деятели, руководители силовых структур, а также действующий сегодня премьер-министр. Если будет расследование дела «1 марта», следует рассмотреть правомерность всех действий, и не только Роберта Кочаряна, и восстановить всю картину событий и величину вины каждого. Я убежден, что, припертый к стене, Кочарян не станет молчать, и нас ждет множество неожиданных разоблачений.
Во-вторых, по своим масштабам и сложности это судебное разбирательство превзойдет судопроизводство «Сасна црер», и действия, в результате которых погибли люди, происходили в присутствии и с участием тысяч людей. Конечно, можно сказать, что во всем виноват Кочарян, остальные просто исполняли приказ, и пройти дальше, но правда в том, что столкновение 1 марта вышло из-под контроля и превратилось в кровавое действо не только из-за приказа Кочаряна, но и по мотивации многих других действующих лиц вести дело к крови. Чтобы распутать этот клубок, потребуется огромный судебный процесс, и до конца неизвестно, как возможно организовать его в наших условиях, чтобы судье суда первой инстанции хватило человеческих и профессиональных способностей для проведения такого колоссального производства. По логике для такой ситуации следует создать специальный суд, однако наша Конституция это запрещает (возможно, намеренно) и, возможно, для этого даже нужно изменить Конституцию.
Наконец, 1 марта – не единственное дело. Ему предшествовали сфальсифицированные президентские выборы 1996 года, с которых началась цепь политического насилия в Армении, прямой расстрел в парламенте 27 октября 1999 года, и последовало множество других актов политического насилия, и в них, в разных формах, было вовлечено огромное количество людей. Есть ли у нас возможность в условиях существующего Уголовного кодекса и процессуальной практики распутать весь этот клубок, не парализует ли это судебную систему и не заведет ли в полный тупик?
Возможно, для всего этого следует принять специальное законодательство, которое позволит раскрыть все горькое наследие политического насилия, оставшегося из прошлого, и наказать основных виновных, не парализовав государство. Такая международная практика существует, и нам надо изучить и применить ее, иначе мы можем получить из всего этого прямо противоположный эффект», — сказано в записи эксперта.