В Азербайджане сейчас происходит то, что было в Армении после апрельской эскалации 2016 года. Об этом в интервью news.am, заявил директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян, комментируя обострение внутриполитической ситуации в Азербайджане, а также влияние происходящего на события в зоне карабахского конфликта.
Политолог, в частности, напомнил, что тогда в Армении было недовольство армией, недовольство тем, как политическое руководство готовилось к такому развитию событий и так далее. «В те дни были и митинги, были и демонстрации. То же самое сейчас происходит в Азербайджане. Это был явный провал со стороны армейских структур, явная неудавшаяся операция с довольно большим числом погибших. Среди этих погибших есть высокие военные чины. Если я не ошибаюсь, генералы за все время армяно-азербайджанского конфликта никогда не погибали. То есть это все, естественно, вызывает реакцию в обществе. Так как Азербайджан по структуре государства очень сильно отличается от Армении, там имеется официальная цензура, то гораздо сложнее выражать свое мнение. Там есть люди, которых посадили в тюрьмы лишь за то, что они выразили свое мнение в социальных сетях», — сказал Искандарян.
Он также заметил, что в Азербайджане нет реальной оппозиции, поскольку многие настоящие оппозиционеры либо за границей, либо в тюрьмах. Тем не менее, в стране имеются индикаторы, которые позволяют с интересом следить за развитием событий. «Недовольство общественности довольно широкое. У нас в Армении, по понятным причинам, показывали то, что происходит в Баку (митинги – ред.), а это происходило не только в столице. В очень многих местах протесты начинаются с похорон военнослужащих. То есть люди просто приходят на похороны, а потом из этого вытекают какие-то общественные явления», — отметил политолог.
Изначально, по оценке директора Института Кавказа, все эти акции, скорее всего, были инициированы властями, поскольку они старались использовать определенный подъем патриотических чувств как метод консолидации общества вокруг себя. Однако это у них явным образом не получилось, так как ситуация вышла из-под контроля властей.
Все это, как отметил политолог, довольно понятные процессы, поскольку они отражают постоянно существующее в Азербайджане недовольство, что в Армении иногда не очень хорошо понимают. «Дело в том, что армянское общество, несмотря на все проблемы, несмотря на все то, что происходит, и чем очень часто недовольны, в частности оппозиция, чувствует и ощущает себя победителем в войне 1991-1994 годов. Азербайджанское же общество чувствует себя проигравшей стороной в этой войне. Оно чувствует, что страна потеряла территории, которые, по их представлениям, принадлежали им. Теперь эти территории контролируются армянами. Постоянные разговоры о том, что завтра они купят новое оружие, что они богаты, что они накопят силы и победят армян, разговоры о том, что армяне уже почти все уехали из Армении, что там все умирают с голоду, что в Армении нет армии и так далее и так далее, вот это не может работать 30 лет. Людям об этом можно говорить год, два, три, ну десять лет, обещать, что скоро ситуация «исправится», но всему есть предел. Ну а во-вторых, армяне по-прежнему контролируют территорию Карабаха, они по-прежнему чего-то стоят и что-то делают. Вот все это невозможно не понимать, даже в условиях работы столь мощной государственной пропаганды», — подчеркнул Александр Искандарян.