Вчера в связи со скандальной прослушкой объемистое заявление распространили адвокаты Роберта Кочаряна. «Из сказанного следует, что в отношении Роберта Кочаряна осуществляется незаконное уголовное преследование, арест сопровождался беспрецедентным нарушением п. 1 и 3 статьи 5 Европейской конвенции по правам человека. Подтвердились самые пессимистичные опасения адвокатов Роберта Кочаряна о том, что дело направляется и его исход изначально предопределен», – к такому выводу прошли адвокаты.
Примечательно, что к содержанию прослушки по-отдельности обратились Роберт Кочарян, его офис, а вчера и его адвокаты. И власти, и общество подозревают, что прослушку организовала именно команда Кочаряна, а последний, пользуясь небрежностью и безответственным поведением СНБ и ССС, пытается подставить под сомнение законность расследования. Адвокаты Кочаряна вчера заявили, что после скандальной аудиозаписи не доверяют беспристрастности ССС, требуя, чтобы дело 1 Марта было снято из ее производства.
Вовсе не преследуя цель оправдывать содержание беседы директора СНБ и начальника ССС, тем не менее, отметим, что ужесточение тактики стороны защиты обусловлено не только этим фактом, но и тем обстоятельством, что раскрытие дела 1 Марта приблизилось к критической точке. Иными словами, мы имеем дело не столько с самоуверенностью команды Кочаряна, сколько с ее паникой.
В ближайшие дни произойдут как минимум четыре события, которые еще больше сожмут кольцо вокруг Кочаряна.
Уже 20 сентября ожидается первый вердикт по делу 1 Марта в Европейском суде по правам человека. Конечно, этот вердикт не затрагивает обстоятельства 10 убийств.
Осужденный по делу 1 Марта Мушег Сагателян обжаловал имевшие место в его отношения беззакония, однако очевидно, что вердикт ЕСПЧ будет прецедентным: по сути, он вынесет оценку правосудию Армении во времена президентства Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Вердикт ЕСПЧ почти предсказуем, и вызовет естественный вопрос – почему в период правления возбуждались сфабрикованные дела, выносились незаконные вердикты, если тандем лидеров криминальной олигархии не является соучастником в организации преступления? Направление расследования по неверному руслу уже подсказывает, что тандем Кочарян-Саргсян и их приспешники преследовали цель замять расследование дела 1 Марта – с целью избежать ответственности. После вердикта ЕСПЧ возникнет вопрос правовой ответственности конкретных чиновников, следователей, судей, в первую очередь – генпрокурора Агвана Овсепяна, и в этом аспекте предсказуемо, что в деле 1 Марта появятся новые эпизоды.
Вторым ключевым эпизодом является убийство одного из 10 жертв 1 Марта – военнослужащего Тиграна Абгаряна: у следственного органа есть данные, что его убили спецназовцы, что еще больше усложнит положение проходящих по делу обвиняемых, в первую очередь – Роберта Кочаряна. Более того, Абгарян был убит, чтобы незаконный указ Кочаряна о введении чрезвычайного положения было оправдано, следовательно, убийство военнослужащего – следствие косвенного приказа Кочаряна.
Другое обстоятельство связано с тем, что ССС довело дело 1 Марта до слоя участия так называемой олигархии, что предполагает, что в ближайшее время будут шумные аресты, и, несомненно, многие из новых обвиняемых дадут показания против Роберта Кочаряна, тем более, что они это делают уже сегодня – на уровне публичных заявлений.
И, наконец, в ближайшее время Кассационный суд рассмотрит вопрос ареста Роберта Кочаряна, и велика вероятность того, что до этого обвинение второго президента будет еще более ужесточено, что делает почти неизбежным его арест.