Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен считает, что Грузия должна начать обсуждение нового механизма вступления в альянс. Механизм подразумевает вступление, после чего пятая статья Устава НАТО будет действовать только на территории, подконтрольной официальному Тбилиси, сообщает «Грузия Online».
„Если Грузия планирует в будущем стать членом НАТО, она должна продолжить демократические реформы – бороться с коррупцией, гарантировать свободу слова и выражения, защищать права меньшинств. Вы должны оставаться на этом курсе. Но главная проблема – оккупированные территории. Грузия выполняет необходимые для членства в НАТО критерии. Так что, думаю, вы должны начать дискуссии о том, будет ли приемлемо Грузии присоединение к НАТО без Абхазии Южной Осетии. Это решать Грузии и затем она должна уведомить НАТО: «Мы готовы к этому. Что скажете вы?».
На вопрос, готово ли правительство Грузии сделать это, Расмуссен отметил, что не знает.
“Конечно, вы должны основательно обсудить это внутри страны, поскольку это тоже рискованный путь. Но я думаю, что мы должны избежать фактического вето Путина. Он знает, что НАТО и Евросоюз не очень хотят переносить эти проблемы в свои организации. Именно поэтому он продолжает оккупацию Абхазии и Южной Осетии. Но если Грузия скажет: хорошо, мы готовы вступить в НАТО без Абхазии и Южной Осетии, статья 5 будет распространятся только на ту территорию, которая полностью контролируется грузинскими властями, тогда мы будем уверены, что Путин не наложит вето на членство Грузии в НАТО. Это решать Грузии и НАТО. Правда, членство в НАТО не будет в один шаг, но самое меньшее, такое решение было бы основанием для начала заново настоящего разговора о членстве. Это будет первый и реальный шаг для осуществления решения, которое НАТО уже приняло в 2008 году, что вы станете членом НАТО, если удовлетворите необходимые критерии”, – заявил Расмуссен.
На вопрос, что он может сказать тем людям, которые сочтут такое решение окончательной потерей оккупированных территорий, Расмуссен заявил, что именно поэтому данный выбор является рискованным.
“Конечно, это риск. Поэтому это решать Грузии, как действовать. Но вопрос в том, что более рискованнее – сегодняшнее положение или начало новых разговоров о будущем членство Грузии в НАТО” – заявил Расмуссен.
В любую международную организацию Грузия должна быть принята с теми территориями и границами, которые признаны международным содружеством, в том числе и НАТО, – об этом заявил лидер большинства парламента Грузии Гия Вольский, комментируя заявление бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Фог Расмуссена о том, что Грузии нужно начать дискуссии по поводу того, насколько для нее приемлемо присоединение к НАТО без Абхазии и «Южной Осетии.
«Знаете, это спорная тема. Есть вопросы, которые нам нужно обсуждать, Это должно быть общим консенсусом общества, и требует дополнительных комментариев и пояснений. От этих территорий не может отказаться и не откажется ни одна политическая сила, поскольку это значит, идти против истории и государства, что ни для кого не сгодится. Думаю, эмоционально все настроены именно так, на каком политическом фланге бы не находились… Однако у этого вопроса есть и другая сторона, когда мы говорим, что мы уладим проблему территориальной целостности путем переговоров. В любую международную организацию Грузия должна быть принята с теми территориями и границами, которые признаны международным содружеством, в том числе и НАТО, которая вместе с нами прилагает усилия для восстановления этой справедливости», – заявил Вольский.
Андерс фог Расмуссен вспоминает на Тбилисской международной конференции события, связанные с Бухарестским саммитом 2008 года, и последующие события. По словам Расмуссена, НАТО ошибся, что не предоставил Грузии план действия членства (ПДЧ), что послало Путину неправильный сигнал.
“Я уверен, в 2008 году мы допустили ошибку. Я был сторонником присвоения Грузии и Украине ПДЧ. Думаю, так мы и должны были поступить, думаю, что мы послали неправильный сигнал Путину, думаю, мы отправили Путину неправильный мессидж. Послание о колебании, непринятии решения. А он использовал ситуацию на благо себе, и я четко вижу связь с этим колебанием на апрельском саммите НАТО 2008 года, и августовским нападением Путина на Грузию. Он хотел послать четкий сигнал Грузии и НАТО – не вмешивайтесь в наше соседство. Таким образом, думаю, мы могли миновать этого, и присвоить Грузии и Украине ПДЧ”- говорит Расмуссен.
По его словам, в определенной доле решение, принятое на Бухарестском саммите 2008 года для Грузии даже лучше ПДЧ, поскольку Грузия и Украина получили гарантию, что станут членами НАТО, что ПДЧ само по себе не подразумевает.
“Напомню, что в 2008 году на Бухарестском саммите мы приняли решение, что Грузия и Украина станут членами НАТО. Это решение по-прежнему в силе. До начала Бухарестского саммита мы рассматривали, придадим ли ПДЧ Грузии и Украине. Мы не смогли получить должную поддержку. Как вам известно, НАТО может принять решение только единогласно. Было некоторое сопротивление в вопросе присвоения ПДЧ Грузии и Украине. Вместо этого мы решили, что вы станете членами НАТО. А это еще более сильная заявка – ПДЧ не дает гарантию, что в конце вы станете членами, но мы приняли решение, что Грузия и Украина станут членами”.
По словам Расмуссена, Грузия должна продолжить реформы, соответствовать критериям НАТО, чтобы, когда откроется окно возможности, страна была готова к вступлению.
“Сейчас мы продолжим реформы, и весьма важно, чтобы Грузия оставалась на этом пути, продолжила реформы, соответствовала критериям НАТО, потому, чтобы, когда откроется окно возможности страна была готова к вступлению”.