Вчера два депутата РПА – Артур Геворгян и Ширак Торосян – распространили заявления о выходе из рядов фракции. Не столь существенны приведенные депутатами мотивы, явные или латентные междустрочия их текстов.
Перспектива развала парламентского большинства была очевидна еще с 23 апреля, когда ушел Серж Саргсян, публично признав победу Никола Пашиняна.
1 мая, когда в парламенте была провалена первая попытка избрания Никола Пашиняна на пост премьер-министра, это было последнее консолидированное сопротивление контрреволюции, которое в своей основе имело скорее компонент инерции, нежели политики.
Нужен был всего лишь повод, небольшое вмешательство новой власти, чтобы в РПА мелкие разногласия переросли в расколы, и каждый начал действовать по своей логике и повестке.
Антикоррупционная кампания СНБ стала началом развала криминальной олигархии: новые реалии нарушили старые договоренности.
Какая политическая или идеологическая связь была у Артура Геворгяна с РПА? Никакой. Во-первых, РПА уже давно не имела никакой связи с политикой, и потом, вместо Артура Геворгяна его системный выбор за него сделал его же тесть – бывший начальник Полиции Владимир Гаспарян. Депутатство Артура Геворгяна, по большому счету, было следствием договоренности Серж Саргсян-Владимир Гаспарян. Отсутствие системы аннулировало и договоренность Саргсян-Гаспарян, поставив Артура Геворгяна вне РПА.
Все остальные заявления – просто красивые слова, политическая ценность которых нулевая.
То же самое касается и Ширака Торосяна, который, независимо от своих личных качеств, был «вложением» дважахского клана в криминально-олигархическую систему. Нет системы – нет и каких-либо договоренностей с ней.
Фракция РПА, по большому счету, была прочной, консолидированной системой, когда была срощена с властью, усилена ее ресурсами. В мозаичном смысле, парламентское большинство – гибрид различных сегментов криминально-олигархической системы, который жизнеспособен только при наличии общих интересов. В случае лишения ресурсов власти исчезает и консолидирующая закваска. Консолидационный ресурс реванша контрреволюции в данном случае не работает, потому что революция каждый день завоевывает все новые пространства – лишая криминальную олигархию кислорода. Этот контекст делает неизбежным развал фракции РПА.
Системное чутье подсказало Феликсу Цолакяну еще 1 мая пойти против РПА и проголосовать в пользу Никола Пашиняна. Вчера Пашиняну прямо или косвенно присягнули в верности Артур Геворгян и Ширак Торосян. Насчитывающая 58 членов фракция РПА уже потеряли три голоса, за считанные дни или недели потеряет и большинство.
Несколько лет назад выстраивались очереди для вступления в РПА, а сейчас началось стихийное бегство крыс. Причины всегда найдутся, нехватки в художественных текстах и красивых формулировках тоже не будет. Например, Самвел Алексанян решил не заниматься политикой, Ара Баблоян может вернуться в медицину и так далее.
В ближайшие дни правительство Никола Пашиняна в парламенте уже будет иметь неоформленное большинство. Самое главное – не поддаваться искушению и днем раньше избавиться от подобного большинства, тем более, что препятствия для проведения внеочередных выборов исчезают.
1in.am