Конституционный суд вчера, можно сказать, принял решение в пользу Роберта Кочаряна. КС принял решение «признать 35 статью Уголовно-процессуального кодекса РА противоречащей Конституции и недействительной. 2 часть 135 статьи УПК РА соответствует Конституции». Статья 35, признанная антиконституционной, устанавливает обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу или уголовное преследование.
Согласно части 2 статьи 135 Конституции, заключение под стражу в отношении обвиняемого может быть применено только в том случае, когда есть обоснованное подозрение, что он совершил такое преступление, для которого максимальный срок наказания в виде лишения свободы составляет более 1 года, и есть достаточные основания полагать, что обвиняемый может совершить какое-либо действие, предусмотренное частью 1 настоящей статьи.
Что произойдет после решения КС, станет ясно после полного оглашения решения, однако вчера уже представитель Роберта Кочаряна в КС Арам Вардеванян заявил, что Кочарян должен быть освобожден из-под стражи.
Адвокат, представитель правопреемников девяти лиц, погибших во время событий 1 марта, Тигран Егорян накануне сделал запись о том, что если Конституционный суд вынесет положительное решение по делу Роберта Кочаряна, то два крыла власти могут не выполнить решение КС. «В сложившейся ситуации какое-либо «решение», принятое вследствие этой деятельности членов Конституционного суда, не может быть признано как решение Конституционного суда, правомерное и правомочное. Конституционные органы, наделенные государственной властью Республики Армения, ветви государственной власти – Национальное собрание, исполнительная власть, судебная власть, а также президент Республики – несут ответственность за сохранение Конституции Республики Армения, которая является не только политическим, но и юридическим обязательством.
Поэтому, на основании заявления Р. Кочаряна ни одно решение, принятое от имени Конституционного суда, не должно быть признано и выполнено другими ветвями власти», – написал Егорян.
Адвокат Давид Гюрджян в беседе с Первым Информационным сказал, что хотя решение КС не опубликовано полностью, однако из опубликованной вчера заключительной части можно предположить, что оно не предполагает изменения меры пресечения в отношении Роберта Кочаряна. «Решение Конституционного суда, настолько, насколько нам известно, само по себе не вносит ничего нового.
Конституция, так или иначе, предусматривает положение, согласно которому неприкосновенен, функциональной неприкосновенностью обладает президент республики. Так что признание статьи 35 Уголовно-процессуального кодекса антиконституционным не привело к каким-либо существенным изменениям. Просто Конституционный суд выражает позицию, что в Уголовно-процессуальном кодексе это основание, как основание для прекращения уголовного преследования, или не возбуждения уголовного дела, не предусмотрено», – сказал Гюрджян.
Решение КС предполагает ли изменение меры пресечения в отношении Роберта Кочаряна: «Нет, не предполагает, поскольку, так или иначе, краеугольным вопросом является то, неприкосновенен ли Кочарян или нет, а не то, должно ли быть прекращено преследование на основе неприкосновенности или нет. Я думаю, что независимо от того, предусматривает ли Уголовно-процессуальный кодекс такое регулирование, основание для прекращения уголовного преследования или нет, если неприкосновенен, уголовное преследование должно быть прекращено, а если нет, то нет. Это уже другой вопрос, из которого не следует, что уголовное преследование в отношении Кочаряна должно быть прекращено или мера пресечения изменена, устранена». Гюрджян также добавил, что публикация заключительной части вчерашнего решения КС не вносит какой-либо ясности, не предполагает каких-либо ситуационных изменений.