В Армении есть запрос на изменения и реформы, есть необходимость стать современным и динамично развивающимся государством
Об этом в интервью с 1in.am заявил с главный редактор тбилисского информационного агентства Black Sea Press, политолог Гела Васадзе.
В Ереване и в разных городах республики продолжаются акции протеста инициативы «Мой шаг» против премьерства Сержа Саргсяна.
– Господин Васадзе, вероятно, вы следите за последними событиями в Армении?
– Конечно, я слежу с большим интересом, потому что Армения для нас очень близкая страна, мы соседи, и очень важно, чтобы в вашей стране был мир, стабильность, свобода и демократия. Это очень важно. Что касается нынешней ситуации, смотрите, в чем проблема. Понятно, почему все это происходит. Я не буду говорить армянским читателям то, что они уже знают. Конечно, я не считаю, что в Армении есть революционная ситуация. Я бы сказал, что в Армении нет революционной ситуации. Как и в других постсоветских странах, конечно же, в Армении нет развитых демократических институтов, и что Серж Саргсян стал премьер-министром, является результатом именно этого.
С другой стороны, давайте спросим себя, а если Серж Саргсян не станет премьер-министром, что тогда? Большинство в парламенте составляет Республиканская партия, и мы это хорошо знаем. Мы также знаем, что оппозиция также признала результаты выборов. Таким образом, премьер-министром может стать и кто-то другой. Проблема не в этом. Проблема в том, что общество должно показать, что оно против. И когда мы говорим, что демократических институтов нет, из таких моментов и складываются демократические институты. Я часто бываю в Армении, и я знаю точно, что в Армении есть запрос на изменения и реформы, есть необходимость стать современным и динамично развивающимся государством. А к кому это требование направлено – к властям. Я надеюсь, что сегодняшние митинги покажут властям, что это требование существует и поставлено в очень острой форме, и возможно проведение реформирования. Я не вижу возможности революции, если власти не сделают катастрофических глупостей. Если сделают глупости, а глупость в данной ситуации – это применение силы против демонстрантов, в этом случае возможно все, что угодно. Мы неоднократно были свидетелями этого на постсоветском пространстве.
– Вы говорите, что Республиканская партия вместе с коалиционной «Дашнакцутюн» имеет большинство в парламенте, и в любом случае премьер-министр будет кандидатом, которого представляют они, но люди, похоже, недовольны персоной Сержа Саргсяна, а не системой, тем, что не человек меняется, куда там система.
– Я думаю, что люди, тем не менее, более недовольны больше системой, а не человеком, хотя, конечно, в данном случае эту систему символизирует персона. Фактически, сегодня Серж Саргсян замкнул на себе все силовые структуры, и не только силовые, но и финансовые и другие структуры. Кого-то подчинил, другого подкупил и так далее. Это факт, независимо тот того, как мы к этому относимся, хорошо или плохо. Нужно было сделать так, или нет – это уже моральные оценки. Мы видим, что в те несколько дней, когда Серж Саргсян формально не был законной властью, появился определенный вакуум. То есть здесь нужно изменить не персон, а систему. Вопрос в том, может ли Серж Саргсян изменить систему? Он должен ответить на этот вопрос. Если он не способен, если он не пойдет на это после всего этого, в этом случае революционный путь для Армении станет неизбежным. Сегодня я этого не вижу, но если в обозримом будущем властная команда и Серж Саргсян не поймут, что стране нужны перемены, то тогда революция в Армении неизбежна, как была бы неизбежна в любой другой стране. Это ясно. Когда власть не удовлетворяет потребностям общества, власть меняется, независимо от того, насколько она сильна.
– Вы так думаете?
– Да, я так считаю.
– Принимая во внимание успешный опыт Грузии, я имею в виду «революцию роз», движение под руководством Михаила Саакашвили, насколько эффективная нынешняя тактика демонстрантов инициативы «Мой шаг»? Никол Пашинян объявил, что они начинают «бархатную революцию». Чего им не хватает, чтобы добиться успеха, некоторых рычагов внутри власти, поддержки более широкой аудитории, массы народа? И какую роль в подобных случаях играет поддержка внешних сил?
– Это очень хороший вопрос, потому что я считаю, что любая революция представляет собой комбинацию внутренних и внешних факторов. Без какой-либо внешней поддержки любая революция на постсоветском пространстве обречена. Еще важнее учитывать ту региональную и международную ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день, растущую и углубляющуюся конфронтацию между Россией и Соединенными Штатами. Но часто люди, которые находятся внутри власти, совершают большую ошибку. Сегодня властям Армении не стоит надеяться, что из-за отсутствия поддержки извне революция невозможна. Поддержка извне как правило возникает тогда, когда приходит понимание того, что внутренняя революция возможна. Вот почему я говорю, что очень важно, чтобы власти Армении не делали глупости, потому что если будет сделан ряд репрессивных шагов, которые возмутят общественность Армении, поддержка извне не заставит себя ждать. А пока этого нет.
– Да, этого нет. Внешние силы, Европейский Союз, США и Россия, всегда поддерживали Сержа Саргсяна. Почему?
– Потому что и Европейскому Союзу, и Соединенным Штатам, и Москве нужно строить отношения с Арменией как государством. Нельзя строить отношения с Арменией как обществом. Армения – государство, государственный субъект. Вот почему любой политик и в Европейском Союзе, и в США, а тем более в Москве преследует свои собственные, личные цели. Вот почему я сказал, что, как только появятся признаки того, что смена власти возможна, вот тогда и будет поддержка извне. А тогда для властей будут очень плохие новости.
– А можете ли Вы предсказать, дать прогноз о том, как закончатся эти события в Армении?
– Знаете, для прогнозов надо быть или астрологом, или ясновидящим. Я не тот и не другой. На сегодняшний день я констатирую тот факт, что в Армении нет революционной ситуации, но события развиваются динамично. Конечно, многое зависит от действий оппозиции, но решающее слово тут за властями. Власти должны доказать народу, что они хотят и способны меняться. Вы не получите никаких результатов здесь репрессивными методами.