Раскрытие дела организаторов преступлений 1 Марта может действительно сдвинуться с мертвой точки. У органа, проводящего расследование – ССС, есть серьезные основания вызвать на допрос бывшего президента Роберта Кочаряна. Вероятно, сейчас рассматривается вопрос, в каком статусе будет допрошен Кочарян – в качестве обычного свидетеля или обвиняемого? А для предъявления ему обвинений в рамках этого дела есть достаточно оснований.
Наш источник, близкий к правоохранительным органам, сообщил, что недавно был допрошен Григор Григорян, бывший во время событий 1 Марта командиром внутренних войск. Допрос Григоряна важен тем, что именно он был руководителем спецоперации против мирных демонстрантов, жертвами которой стали 10 граждан Армении, в том числе 8 мирных демонстрантов. И вот, по словам нашего источника, Григор Григорян сказал во время допроса, что распоряжение о том, чтобы стрелять в демонстрантов он получил от тогдашнего президента Роберта Кочаряна. Кроме того, он подробно проинструктировал, чтобы открыли прямой огонь по демонстрантам и применялись запрещенные в таких случаях спецсредства. Поскольку Кочарян был президентом, он одновременно был и верховным главнокомандующим, и командир внутренних войск не мог воспротивиться и не подчиниться кровавым приказам президента. Более того, Григорян сообщил, что он записал свой телефонный разговор с Кочаряном – для личной безопасности, и может представить его в качестве обоснования своих заявлений.
Если эта информация верна, следственный орган должен выдвинуть обвинение Кочаряну и принять решение о его задержании.
За последние 10 лет власти последовательно не позволяли раскрыть дело 1 Марта – ни по части организаторов, ни по части исполнителей, поскольку в нем участвовали различные представители власти. Прежние власти чувствовали безнаказанность, считая, что это дело никогда не будет раскрыто, поскольку они сохранят власть навечно.
Член Группы по сбору фактов, созданной для расследования событий 1 Марта Андраник Кочарян говорит, что в то время у них не было возможности допросить Григора Григоряна, хотя некоторые высокопоставленные офицеры внутренних войск были вызваны Группой по установлению фактов и ответили на вопросы членов группы. Кочарян говорит, что они хотели допросить Григора Григоряна в частности по делу Тиграна Абгаряна, которого Григорян пытался представить в качестве вооруженного демонстранта, убитого выстрелом снайпера, и что полицейские силы его нейтрализовали. «Когда эксперты пришли к выводу, что версия Григоряна ложная, и Абгарян был застрелен с очень близкого расстояния, мы хотели допросить Григоряна, но, к сожалению, нам этого не удалось из-за роспуска Группы по сбору фактов», – говорит Андраник Кочарян.
В то время Григор Григорян имел очень веские причины защищать власть, потому что был интегрирован в правящую элиту. Даже после ухода с должности командира внутренних войск он был депутатом Национального Собрания. Но сейчас Григорян полностью вытеснен из власти и имеет веские основания наказать тех, кто попытался его же руками удержать власть и приумножить накопленные миллиарды, а он лишен всего.
Сейчас более чем понятна тревога Роберта Кочаряна успехом бархатной революции в Армении. Кочарян говорил, что власть не чемодан, чтобы взять и отдать его кому-то другому. Действительно, очень сложно примириться с мыслью о том, что власть, как чемодан передана тому, кто, не будучи «своим», может открыть чемодан и, в качестве последствия, на очень долгое время, а может и навсегда, ограничить твою свободу и в особенности право на свободное передвижение.
Многие люди, особенно бизнесмены, с нетерпением ожидают того дня, когда Кочарян будет арестован, потому что каждый из них имеет интересную историю о своей собственности или бизнесе, которые были отняты.